Проблемная страховка
Вступление в силу нового Административного кодекса заставляет страховые компании перестраивать отношения с клиентами. Нововведения затрагивают процедуру выплат по полисам автогражданской ответственности. За этот месяц в страховые компании за возмещением обратились несколько тысяч пострадавших от ДТП. Нескольким сотням из них придется дожидаться решения суда, чтобы получить возмещение, так как ГАИ перестала выдавать справки по форме № 2, указывающие виновность участников ДТП. До сих пор, по информации страховых компаний, от ГАИ не удается получить никаких разъяснений по этому вопросу. Сотрудники автоинспекции также отказываются идти навстречу страховщикам и их клиентам и выписывать любые справки, свидетельствующие о виновности участников происшествия.
«Обычно мы требуем приложение номер 12, 11, 1 и 23 (если есть физические повреждения), – говорит директор департамента урегулирования убытков компании НАСТА Юлия Пальшина. – Если эти документы есть, проблем не возникает. Другое дело, что ГИБДД отказывается их выдавать. Например, они отказываются выдавать протокол». По словам Пальшиной, особенно зверствуют гаишники Подмосковья – Химок, Одинцова, Мытищ.
Ситуация усложняется еще больше, когда не установлен второй участник происшествия. «Мы же не можем поверить на слово клиенту, который говорит, что второго участника не было, – отмечает Юлия Пальшина. – Тогда мы просим клиента подъехать в ГАИ и попросить их заполнить приложение номер 12, чтобы они указали, что второго участника не было. Без документов мы выплачивать не можем».
Некоторые компании избрали наиболее простой способ: они дожидаются решения суда, чтобы выплатить возмещение по автогражданке. По информации «Ко», так, например, поступает «АльфаСтрахование». Есть и другой вариант: страховщик указывает на полисе, что клиент должен при аварии сразу же уведомить компанию, и оттуда высылают на место своих специалистов, которые устанавливают подробности происшествия. Та же НАСТА стала так поступать в последнее время. По такой системе действует и «РОСНО».
Некоторые страховщики заключают договоры с компаниями, профессионально занимающимися расследованием происшествий на дорогах. Так поступают «Ингосстрах», «Ренессанс Страхование», «Отечество». Одна из самых известных компаний на этом рынке – «Дельта». Ее эксперты выезжают на место происшествия сразу же, когда поступает сигнал от застрахованного клиента, и снимают все на цифровую видеокамеру. «Наших клиентов эта проблема совершенно не коснулась, а услуга эта для них абсолютно бесплатная, – говорит Виктор Бархаровский, директор департамента транспортного страхования компании «Отечество». – Некоторые компании высылают на место своих специалистов, но я думаю, это неправильно: работать должен специально подготовленный эксперт. Тем более что «Дельта» покрывает всю Москву и даже область. Это будет особенно актуально в следующем году, после вступления в силу закона об обязательном страховании автогражданской ответственности».
Впрочем, есть надежда, что к тому времени отношения между страховщиками и ГАИ все-таки прояснятся. «Сейчас мы совместно с ГАИ вырабатываем рекомендации на основе европейского опыта, которые будут выпущены примерно в течение месяца», – говорит Андрей Слепнев, директор Российской ассоциации страховщиков ответственности владельцев автотранспорта. (В эту ассоциацию входят 80 компаний, не менее десяти из которых лидеры. – Прим. «Ко».)
В европейских странах сотрудники дорожной инспекции не занимаются определением виновности или невиновности участников происшествия. В то же время количество обращений в суды минимальное, так как существует детализированный протокол аварии. У нас пока описание происшествия составляется в вольной форме.
Тем не менее опасения, что из-за проблем с ГАИ автомобилисты будут реже покупать страховые полисы, пока не оправдываются. «Летом происходит сезонное снижение спроса на страхование автогражданской ответственности, – говорит Виктор Бархаровский. – Пик спроса приходится на апрель – май, когда начинается массовое использование автомобилей, а сейчас сезонный спад. Я не думаю, чтобы новые правила ГАИ отразились на спросе».