Top.Mail.Ru
архив

Проблемный утиль

Чиновники объявили о начале эксперимента по утилизации старых автомобилей. Купон на 50 000 руб. на покупку нового российского авто дается каждому, кто сдаст свою развалюху. Насколько реальной окажется такая поддержка для отечественного автопрома? Сами производители не верят в ее эффективность, а затратность процесса делает утилизацию низкорентабельной.

   Попытка утилизировать отбегавший свое Volvo заняла у москвички Юли несколько недель. Вначале просто никто не хотел приезжать за ржавеющей под окном машиной, а вместо этого рекомендовали нанять погрузчик и отвезти рухлядь куда-нибудь в глухую промзону на окраине столицы. Потом, наконец, один из утилизаторов согласился подъехать на своем транспорте, но постоянно не совпадало время. В конечном итоге Volvo все же увезли, но осадок, что называется, остался. Следующую машину Юля обещает просто бросить на обочине. Именно так поступают за Уральским хребтом, в Сибири и на Дальнем Востоке, где гораздо дешевле купить старый "праворукий" автомобиль, чем восстанавливать аварийный, перебирать заклинивший двигатель или вышедшую из строя коробку передач. В кюветах вдоль сибирских автомагистралей таких машин сотни, если не тысячи.
   Приобретать автомобиль - дело хлопотное. Но, как ни странно, избавиться от него, даже выработавшего все возможные ресурсы, тоже нелегко. Подлежащие утилизации авто в нашей стране никому не нужны. Сегодня правительство в лице сразу нескольких министерств, среди которых Минпромторг, Минфин, МВД и Минприроды, пытается даже не цивилизовать, а создать с нуля инфраструктуру по утилизации отживших свое легковых автомобилей.
   Обещанные еще в июне этого года 50 000 руб. бонуса за сданное в утиль старье пробудили в автовладельцах зуд легких денег. Но оказалось, что все не так просто. Пока что не определены правила, отсутствует законодательство по утилизации, не решен и вопрос финансирования. Поэтому намеченный на 1 января 2010 года старт программы по утилизации откладывается на неопределенный срок. Сейчас уже чиновники не обещают ничего ранее середины будущего года.

СЕРТИФИКАТОМ ПО ДРАНДУЛЕТАМ

   Суть разработанного властями проекта по утилизации автотранспортных средств проста: владелец сдает свой автомобиль, а взамен получает некий сертификат, и если предъявить его продавцу, то можно приобрести любую машину, выпущенную на территории России, будь то иномарка или отечественное авто, со скидкой в 50 000 руб. Инициаторы идеи вдохновлялись немецким и американским опытом поддержки автопрома. В Западной Европе благодаря аналогичным мерам продажи новых машин, несмотря на кризис, выросли в июле этого года на 5%. Размеры премий за сданный в утиль автомобиль там сходны с российскими. В Германии это 2500 евро. В США программа "наличные за драндулет", на которую государство потратило вначале $1 млрд, а потом вынуждено было вложить еще $2 млрд, действовала с 1 июля до 24 августа этого года, и в результате американцы отправили в переработку 690 100 авто. Сдававшие получали за утилизированную рухлядь $3500 - 4500 с правом приобрести новую машину любого производителя, но лишь при условии, что купленный четырехколесный друг тратит на 18 миль не более одного галлона топлива (примерно 12,4 литра на 100 км). Учитывая традиционную прожорливость штатовских машин, это большой шаг в сторону чистоты окружающей среды. Больше всего было сдано Ford Explorer 4WD, а приобретено - Toyota Corolla. Более того, программа была признана действенным стимулятором национальной экономики. При этом, рассказывает аналитик группы компаний "Атон" Михаил Пак, экологические соображения являются побочной причиной - как бы заодно с поддержкой автопрома очистить улицы от хлама.
   Около половины всего автопарка России старше 10 лет, объясняет причину беспокойства властей директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Алексей Рахманов. Всего же в нашей стране сейчас насчитывается, по разным оценкам, от 25 до 32 млн легковых машин. Проект должен помочь обновить четырехколесное "поголовье" в России, а также поддержать производителей путем стимуляции спроса на авто, выпущенные в нашей стране, в том числе и на сборочных предприятиях. Не секрет, что за 8 месяцев этого года продажи легковых машин в России упали на 55%, и пока предпосылок для роста числа желающих приобрести авто не видно. Доходы населения сократились, а значит, меньше стали брать кредитов, особенно учитывая задранные банками процентные ставки. Если в 2008 году в кредит было продано в среднем по России около трех четвертей всех машин, то в этом году ожидается, что данная цифра не превысит 15%.

ЦЕННЫЙ АВТОХЛАМ

   Минувшим летом ведомства наконец договорились о запуске с начала 2010 года пилотного проекта по утилизации машин. Предполагается, что проект продлится год. "Такой срок выбран, чтобы опробовать, как пойдет процесс утилизации у нас, - объясняет Михаил Пак. - Если будут успехи, то можно думать, как быть дальше". На переработку станут приниматься как российские, так и иностранные легковые машины старше 10 лет и весом не более 3,5 тонны. Обязательно требуется, чтобы авто было зарегистрировано на имя последнего владельца не позже чем за год до сдачи на переработку. Это, как объяснили в Минпромторге, который, кстати, отвечает за данный проект, делается во избежание перепродаж. Владелец, утилизируя "старье", получит сертификат на 50 000 руб., который он сможет отдать автодилеру в зачет стоимости новой машины. Сейчас решается, где именно будет опробован проект. В числе возможных участников фигурируют Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Краснодар и Дальний Восток. Участники проекта отбираются по количеству машин на душу населения, а также по наличию мощностей для переработки.
   Машины младше десятилетнего возраста пока что утилизации в обмен на сертификаты не подлежат. В Минпромторге рассказали, что, поскольку сейчас это лишь пилотный проект, рассчитанный именно на поддержку отечественного автопроизводителя, акцент сделан на старые авто. Что касается финансовой стороны, то Минпромторг уже отправил в Минфин запрос на выделение из федерального бюджета 10 млрд руб. Но какое конкретно ведомство будет распределять эти деньги, пока не решено, хотя вполне возможно, что им станет Минпромторг. Плюс к этому сейчас не ясно даже, выделят ли вообще эти средства. Алексей Рахманов считает, что говорить о чем-то определенном можно будет только осенью, после принятия бюджета на 2010 год.
   Законодательство, легализующее и определяющее правила утилизации, пока тоже не разработано. Должны быть, в частности, проработаны природоохранные аспекты утилизации. "Бонусы за утилизацию, о которых все говорят, - это лишь часть проекта, причем не самая важная, - объясняют в Минприроды, выступившем инициатором проекта. - Главное - в России наконец-то пришли к пониманию того, что машины надо утилизировать, чтобы поддержать отечественных автопроизводителей и улучшить экологическую ситуацию, избавляясь от автохлама".
   Но пока громкая инициатива остается лишь благим намерением. Исходя из того, что правительство дало поручение провести эксперимент по утилизации, сейчас чиновники пытаются "отработать все необходимые законодательные нормативные и правовые формы". До конца этого года, возможно, будут внесены поправки в ряд законов: в Кодекс об административных правонарушениях, в федеральный закон "Об отходах производства и потребления", а также в постановление правительства, регламентирующее порядок снятия автомобилей с учета. "Принятие данных мер позволит создать в России мощную структуру по переработке автотранспортных средств, минимизирует влияние утилизации автомобилей на окружающую среду, а также будет стимулировать спрос на отечественные машины", - считает министр природных ресурсов Юрий Трутнев.

ПОЛНАЯ ПЕРЕРАБОТКА

   Предприниматели, занимающиеся утилизацией, от новой инициативы властей не в восторге. Главный вопрос - каким образом это будет происходить на фоне падения цен на металлолом и кто будет оплачивать недешевое для малого бизнеса оборудование. Так, Евгений Есенин, директор компании "Твой буксир", занимающейся эвакуацией и бесплатной утилизацией машин в Москве, считает, что пока говорить не о чем. "Все это сотрясение воздуха. Разговоры идут не первый год. Но на практике ничего не меняется. По-прежнему отдельные компании занимаются этим как у кого получится".
   Сегодня утилизация - дело частников, имеющих необходимое оборудование (пресс, шредер для металла), или компаний, связанных с городской администрацией. Машина забирается на утилизацию бесплатно после снятия с учета в ГИБДД. Себестоимость утилизации составляет 1500 - 2000 руб., прибыль утилизатора - порядка 10% от этой суммы. Доходность такого бизнеса зависит от количества машин. Покрышки идут в переработку, так же как и пластик, и даже масло - из него делают топливо для печек. Организации, связанные с городской администрацией, обычно занимаются сбором и переработкой бесхозных машин. Они забирают ничейные автомобили на специальные площадки, и если в течение 1 - 2 месяцев за ними никто не приходит, отправляют их под пресс. Всего, по словам исполнительного директора Объединения автопроизводителей России Игоря Коровина, только в Москве утилизацией машин сегодня занято порядка 130 компаний. При этом в прошлом году в столице отправили на металлолом всего около 10 000 авто из 130 000, подлежащих переработке. А вот число вновь зарегистрированных машин увеличивается куда быстрее. За четыре первых месяца 2009 года на учет в московском управлении ГИБДД было поставлено более 50 000 автомобилей.
   По словам генерального директора компании "Шоссе" Тимура Василенко, до осени 2008 года, пока цены на металл были высокими, утилизировать машины было выгодно. Доход с каждой достигал 3000 руб. В 2008 году сотрудники "Шоссе" ежедневно вывозили по 5 машин от физлиц и ежемесячно до 5 автомобилей от юрлиц. Сейчас же их количество уменьшилось на четверть. Поскольку лом черных металлов подешевел чуть ли не вдвое с началом кризисных трудностей, у больших металлургических компаний, естественно, резко упала рентабельность утилизации машин. Конечно, остается цветной металл, цены на который только выросли (на медь за последние месяцы в 2 раза, на алюминий - на 15 - 20%,) но цветные металлы составляют у рядовых машин лишь 1/10 от их веса, то есть порядка 100 - 120 кг.
   Закладывается ли стоимость утилизации машин в цену нового автомобиля? Отечественные автопроизводители отвечают на этот вопрос отрицательно. "Утилизация в стоимость не включена", - рассказали на "АвтоВАЗе", а значит, сами они не заинтересованы в таких проектах.

ТУМАННЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

   Но насколько реально осуществление проекта в России - большой вопрос. На Западе куда более развито потребительское кредитование, считает Алексей Рахманов. Кроме того, в Америке, например, действует прозрачная и уже отлаженная система: давно существующее законодательство по утилизации, жесткие экологические и природные требования. У нас же есть лишь общие параметры, но нет конкретной и ясной схемы утилизации старых машин.
   Кроме того, создание самой инфраструктуры утилизации весьма сложно. Недаром из-за несоответствия большинства выбранных изначально площадок определенным требованиям Ростехнадзор запретил размещать там пункты разбора автомобилей. "Многим предлагают заняться разбором машин, но делать это с соблюдением всех формальностей означает получать минимальную прибыль", - рассказывает один из специалистов в этой области. Надо вложить средства в подготовку площадки, на которой верхний слой земли не должен пропускать масло и другие жидкости вглубь. Необходимо поставить пресс, шредер и другое оборудование. Все это обойдется в 200 000 - 300 000 евро. Но и тогда никто не гарантирует, что будут соблюдены все требуемые нормы. Простой пример: правительство Москвы планировало открыть большую площадку по утилизации машин в Смоленской области недалеко от городка Ярцево. Предполагалось, что туда будет свозиться металлолом со столицы и всего Подмосковья. Однако даже такая небедная структура, как московская администрация, посчитала слишком накладным оборудовать пункт утилизации по всем правилам.
   Те же пункты, что работают сегодня, утилизируют машину неполностью. Масло и другие жидкие отходы зачастую просто сливаются на землю. С автомобиля снимается все, что можно продать, а остальное вывозится на свалку.
   Так что, если даже утилизация начнется в следующем году, не стоит забывать, что это пока лишь пилотный проект. О более длительных сроках никто сейчас не говорит, так как загнать под пресс все старые машины, ржавеющие на просторах нашей родины, - дело совершенно неподъемное для бюджета, считает Алексей Рахманов. Действительно, если в стране найдется, скажем, хотя бы 10 млн машин, чьи владельцы были бы не прочь отдать их под пресс, из казны придется ассигновать 500 млрд руб. Впрочем, если 10 млрд руб., о которых говорят в Минпромторге, все же будут выделены, на эти деньги удастся утилизировать 200 000 авто, что тоже неплохой результат. Но как эта система, даже если площадки по утилизации будут созданы, станет работать дальше, кто проспонсирует дальнейшую утилизацию - сегодня неясно. Более того, 50 000 руб. - не столь внушительные деньги, чтобы подвигнуть небогатого россиянина на покупку новой машины, пусть и вазовского производства. Ведь даже самая дешевая из них, "семерка", стоит сегодня более 170 000 руб. "Цифра должна быть ближе к 80 000 - 90 000 руб., - говорит Михаил Пак. - В этом случае можно говорить о какой-то базисной сумме, позволяющей задумываться о покупке нового автомобиля. Тем более что человек, утилизировавший отечественную машину, вряд ли захочет вновь взять "Жигули". Скорее, он будет присматриваться к иномаркам".

Еще по теме