Проблемы с платежами в Китай могут привести к дефициту одежды и обуви

21.08.202413:03

Усложнение и удорожание импортных операций из-за риска вторичных санкций для иностранных контрагентов со стороны США и ЕС могут привести к дефициту одежды и обуви, считают аналитики Альфа-банка. В подготовленном ими обзоре потребительского сектора за июль говорится, что российский рынок зависит от зарубежных поставок, на долю которых приходится около 50% продаж. 

При этом в 2024 году импорт одежды, обуви и аксессуаров в России сокращается, тенденция усилилась в мае. Что касается одежды, то большую часть снижения компенсировало повышение российского производства, однако для обуви коэффициент замещения оказался значительно меньше. Аналитики предупреждают, что после вымывания запасов может возникнуть товарный дефицит, сообщает издание Shopper’s.

В Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор государственной системы маркировки «Честный знак») изданию подтвердили снижение импорта — за первое полугодие падение составило 12% в обуви (до 165,1 миллиона пар) и 3% в одежде (до 23,5 миллиона единиц).

Крупные российские производители одежды и обуви испытывают сложности в работе с иностранными контрагентами. Как рассказал журналистам председатель совета по электронной коммерции Торгово-промышленной палаты Алексей Федоров, некоторым из них сейчас нужно заказывать коллекции на 2026 год, однако из-за проблем с платежами они не могут заплатить аванс китайским фабрикам, которые, в свою очередь, не могут приступить к производству.

«Платежи на сотни миллионов долларов зависают на счетах китайских банков на три-четыре месяца, их проверяют — и очень часто деньги в итоге возвращаются обратно в Россию», — подчеркнул эксперт.

Летом 2024-го стали возникать проблемы с оплатой товаров в юанях, и в Россию возвращается почти 80% платежей. Переводы могут отвергнуть без объяснения причин. Российские клиенты пользуются услугами посредников и платят им комиссию от 3% до 10%. Чтобы сделка не попадала под риски комплаенса и была неподсанкционной, может потребоваться не только проводить «нейтральный» платеж, но и фактически ввезти товар из Китая сначала в нейтральную юрисдикцию, а потом уже в Россию.

Федоров указал на то, что крупный бизнес, в отличие от мелких компаний, не может пользоваться услугами фирм, которые помогают провести платеж через другую юрисдикцию, вывести деньги в криптовалюте. За их деятельностью пристально следит Федеральная налоговая служба. Крупный налогоплательщик может провести лишь полностью «чистый» платеж по всем правилам Росфинмониторинга, соблюдая таможенное и валютное законодательство. И если компания внесла платеж, то она должна получить товары — «иначе с точки зрения контролирующих органов это подозрительная операция».

Владелица и президент Finn Flare Ксения Рясова с апреля не может получить два контейнера с товарами из-за проблем с платежами — не получается перевести деньги партнерам из Бангладеш. Она рассказала, что компания сделала около десяти попыток перевести деньги различными путями, но банки каждый раз возвращали платеж. В итоге Finn Flare не получила 50% летней коллекции футболок и, соответственно, не смогла продать их в сезон. Компания ищет выход, однако агенты, которые помогают провести платежи, тоже сталкиваются с трудностями и у них далеко не всегда получается провести оплату.

О подобной ситуации говорил и топ-менеджер еще одного крупного российского производителя одежды: у них возвращается 60% платежей. По его словам, это пока не повлияло существенно на ситуацию с поставками, но в дальнейшем может задерживать производство и отгрузки. Это грозит тем, что не будут выпущены и поставлены в срок будущие коллекции.

Федоров считает, что индивидуальным предпринимателям и небольшим ООО с оборотом до пяти миллионов долларов воспользоваться различными лазейками проще. Они могут заплатить комиссию 5-6% за проведение платежа через Южную Корею или Вьетнам, перевести деньги в криптовалюте. Эксперт указал на то, что именно множество маленьких компаний формирует широкий ассортимент на российском рынке. По его мнению, «они примут удар на себя» — то есть смогут ввозить и продавать больше товаров в случае проблем у крупных производителей и поставщиков.

«Глобально дефицита одежды не будет, но будет нехватка товаров определенных российских брендов. Потребитель заметит, что не может найти в продаже какие-то шорты. Но в целом без шорт не останется», — успокоил эксперт.

Он добавил, что количество контейнеров, которые сейчас идут Россию, не снижается, но они заполнены товарами не крупных производителей, а небольших поставщиков.

Аналитики Альфа-банка в своем обзоре отмечают, что из-за снижения импорта вырастет доля товаров прошлогодних коллекций, будет расширяться с2с-сегмент — продажи от потребителя к потребителю, в том числе ресейл.