Top.Mail.Ru
архив

Продаем бизнес б/у

Генеральный директор консалтинговой группы «Магазин готового бизнеса» («МГБ») Вадим Самсонов создал не просто компанию, он создал целый рынок. «МГБ» стала первой фирмой, помогающей продать или купить действующее предприятие малого и среднего бизнеса. Желающих расстаться с пунктом обмена валюты, кофейней или даже небольшим заводом хоть отбавляй, но далеко не все продавцы готовы идти на контакт с посредником.

 

Сорокалетний Вадим Самсонов – адвокат, выпускник юридического факультета МГУ. В 1990 году вместе с коллегой создал «Адвокатское агентство», с 1996 года он занимался в основном юридическим обеспечением сделок по купле-продаже предприятий. С 1996 года он также был президентом транспортного холдинга «Ранд-транс» – оператора маршрутных такси в Домодедове. Однако, после того как у аэропорта сменился хозяин (им стала группа East Line), «Ранд-транс» остался не у дел. По словам Самсонова, уже тогда у него родилась идея открыть «Магазин готового бизнеса».

В начале 2000 года предприниматель подыскал знакомому бизнес в Австралии через Интернет. Ради интереса он поискал подобные ресурсы и в Рунете, но безрезультатно. Все сделки, в том числе и в практике Самсонова, осуществлялись в основном по знакомству. Тогда он твердо решил создать компанию, «продающую бизнес третьим лицам, посторонним, для которых ситуация в покупаемой компании непрозрачна».

Площадкой для реализации проекта стал сайт deloshop.ru, первоначальные инвестиции, по словам предпринимателя, не превысили $10 000. Партнерами «МГБ» стали фирма «Свет-аудит», со специалистами которой Самсонов часто сотрудничал раньше, и «Адвокатское агентство».

Днем рождения компании принято считать 28 июня 2000 года: тогда появился первый сотрудник – юрист. А первым клиентом «МГБ» стала предпринимательница, желавшая продать свой бизнес по торговле табачными изделиями: офис, оптовый склад и несколько киосков. По словам Самсонова, она оказалась типичным клиентом – сначала с недоверием отнеслась к желанию консультантов ознакомиться с финансовыми документами, потом стала советоваться по поводу каждого шага. С нею группа «МГБ» работала больше года. Продав бизнес, женщина уехала в США, а покупатели сейчас планируют расширяться – они уже обратились к Самсонову с новой заявкой.

Постепенно создатель «МГБ» ушел в новый бизнес с головой. «Я полностью отказался от адвокатской практики, сосредоточившись на юридическом сопровождении сделок», – говорит Самсонов. Работа в собственной компании действительно отнимает много времени. Консультанты изучают состояние дел в продаваемом предприятии и проводят предпродажную подготовку (получив задаток в размере 10 – 15% от суммы всего гонорара). При этом «МГБ» одновременно действует и в интересах продавца, и в интересах покупателя, выясняя на предпродажной стадии реальное положение дел и стараясь его улучшить. Иногда происходит корректировка первоначально объявленной стоимости, но если владельцы фирмы не соглашаются с оценкой, то «МГБ» отказывается от дальнейшего сотрудничества. Часто оценка бизнеса зависит от потенциального покупателя. Летом, например, была продана сеть из 35 фотокиосков. Она могла заинтересовать компании с того же рынка – для инвестора со стороны эти киоски, расположенные на арендованных площадях, не представляли ценности. И консультантам удалось убедить продавца искать покупателя среди конкурентов.

«Самая большая проблема нашего бизнеса – абсолютная неготовность клиентов и рынка к продаже действующих предприятий. Отсутствуют правила, технологии, понимание того, как и зачем работают консультанты. Наш гонорар – 10% от стоимости бизнеса. Иногда продавец предлагает 50%, не желая при этом проводить экспертизу – только продайте. В таких случаях мы отказываемся», – говорит Самсонов. Были случаи, когда покупатель и продавец решали, что обойдутся без посредников. Бывало, фирма сама отказывалась от работы с клиентом, не желающим следовать рекомендациям.

Правда, в последнее время предпродажная подготовка и торговля готовым бизнесом становятся все более привычным делом. «При конкуренции (а сейчас немало предприятий, предлагаемых к продаже) это дополнительное преимущество. Бизнес должен быть максимально прозрачным – ведь вряд ли кто-то захочет покупать кота в мешке», – считает Юлий Самсоненко, эксперт по оценке интеллектуальной собственности фирмы «Городисский и партнеры».

О развитии рынка свидетельствует появление у группы «МГБ» конкурентов. Аудиторско-консалтинговая компания «Центр Эксперт», например, выделила продажу готового бизнеса в отдельное направление. «Очень много желающих вложить деньги в бизнес не с нуля. В то же время много предприятий продается, особенно в регионах, – отмечает Сергей Старшинов, менеджер компании «Центр Эксперт». – В основном мы работаем с регионами – в Москве рынок таких услуг насыщен».

Всего, по данным «МГБ», продажу готовых предприятий предлагают сейчас около 40 фирм, из них 15 находятся в Москве. Самсонов утверждает, что все эти фирмы в основном тиражируют сайт deloshop.ru – «Центр Эксперт» скорее исключение. «На рынке нет ничего похожего на «МГБ», чаще предлагают лишь оценку. Заслуга «МГБ» в том, что они не только оценивают предприятие, но и находят покупателя», – говорит Юрий Виноградов, продавший через фирму Самсонова салон красоты.

Созданная адвокатом компания за три года существенно расширила деятельность. Если в 2001 году ею было завершено восемь проектов, то за 11 месяцев 2002-го уже проведено 20 сделок, 15 договоров находятся в стадии заключения и 12 – в работе. В неделю на сайте размещается 25 – 30 заявок, что в три раза больше, чем в прошлом году (причем в Интернете появляются не все заявки, поступившие в группу «МГБ»). Проект раскрутился и вышел на окупаемость чуть раньше, чем предполагал его создатель: Самсонов был готов не получать финансовой отдачи в течение трех лет.

В этом году через фирму Самсонова начали продаваться и сравнительно крупные компании. Сейчас, по словам предпринимателя, в работе находятся четыре предприятия, оцененных в сумму с шестью нулями. Это, например, клуб «Шизлонг» ресторатора Александра Орлова и электронный проект adressa.ru Михаила Шингарева. Для одной крупной публичной компании покупателя ищут за границей.

Однако торговля готовым бизнесом все еще остается не слишком доходным делом. «Рынок купли-продажи мелких и средних предприятий достаточно перспективен, но бум еще не начался, – считает Леонид Ардалионов, эксперт консультационной компании BKG Profit Technology. – У меня такое ощущение, что это скорее резервирование места на будущем рынке, нежели серьезный бизнес».

По некоторым оценкам, оборот группы «МГБ» в прошлом году мог составить порядка $100 000 – $130 000 при штате сотрудников в 10 человек. И тем не менее «МГБ» уже столкнулась с проблемой роста: прежняя структура компании не соответствовала запросам рынка. В этом году департамент оценки бизнеса выделился в самостоятельное подразделение, был сформирован департамент PR. По каждой сделке оговаривается степень конфиденциальности, в некоторых случаях грамотный PR существенно повышает ликвидность продаваемой компании. В планах Самсонова на следующий год – реализация партнерской программы в регионах: предоставление технологий и информационного пространства. Желающих торговать бизнесами за пределами МКАД достаточно.

Еще по теме