Продам «мобильник». Недорого

Шведская компания официально объявила о своем отказе самостоятельно производить мобильные телефоны. Теперь производство абонентских устройств для мобильной связи будет полностью передано партнерам Ericsson. Причиной такого решения стали плачевные финансовые результаты «трубочного» отделения компании.

 

1 апреля будет не до смехаВ IV квартале 2000 года чистая прибыль «большой» Ericsson упала на 64%. Главным виновником потери компанией своих темпов стало отделение по производству мобильных телефонов, на долю которого приходится 20% всех продаж Ericsson. Убытки этого подразделения, по данным Reuter, составили $2,5 млн. Проблемы Ericsson начались еще в I квартале прошлого года. Информация об этих проблемах, в свою очередь, весьма неблагоприятно сказалась на курсе акций шведской компании.

Чтобы выйти из затруднительного положения, руководство концерна приняло решение полностью отказаться от самостоятельного производства мобильных телефонов и передать его своим партнерам. Крупнейший из них – сингапурская компания Flextronics, являющаяся третьим в мире производителем электроники. В число клиентов Flextronics входят Siemens, Motorola, Philips и Cisco Systems. Две другие компании, выбранные Ericsson в качестве производителей и разработчиков мобильных телефонов, – тайваньские GVC и Arima.

Исполнительный вице-президент Ericsson Ян Варнеби заявил по поводу грядущей реорганизации: «В свете значительных изменений на мировом рынке мобильных телефонов мы решили кардинально изменить организацию нашего бизнеса. Альянс с Flextronics позволит нам рационально использовать ресурсы и гибко реагировать на спрос».

По данным представителей Ericsson, соглашение с Flextronics вступит в силу 1 апреля. Пока детали соглашения уточняются. Известно, что Flextronics получит в свое распоряжение производственные мощности Ericsson в Бразилии, Малайзии, Швеции, Великобритании и США. По различным оценкам, сумма сделки составит от $300 до $800 млн. На подрядном производстве Ericsson надеется экономить до $1,6 млрд в год. Предполагается, что партнерам отойдут собственно производство и сборка телефонов. Развитие технологий мобильной связи, разработку дизайна телефонов, маркетинг и брэндинг шведская компания оставит за собой.

Реорганизация коснется и кадрового состава шведской компании. 4,2 тыс. сотрудников Ericsson перейдут на работу в Flextronics, 600 работников шведских заводов подпадут под сокращение. В целом численность сотрудников отдела потребительских товаров Ericsson должна сократиться с 16,8 тыс. до 7 тыс. человек (всего в Ericsson работают около 100 тыс. сотрудников).

 

Телефон для всехПричина бед Ericsson в том, что компания сосредоточилась преимущественно на моделях верхнего и среднего ценовых рядов и не смогла сделать достойных предложений в секторе дешевых моделей. Этот факт признал генеральный директор Ericsson Курт Хеллстром. Около 2/3 всех мировых продаж мобильных трубок – простейшие модели класса low-end. Дело в том, что подавляющее большинство покупателей мобильной связи во всем мире сегодня приобретают свой первый телефон. Естественно, они делают выбор в пользу простейших устройств с базовым набором функций.

По мнению Дмитрия Кузнецова, менеджера отдела телекоммуникаций российского представительства Samsung, рецепт успеха для производителя мобильных трубок следующий: нужно иметь модельный ряд от low-end до hi-end и несколько хитовых моделей. «Благодаря этому обстоятельству Nokia держит уверенное первенство и в мире, и в России. Финская компания первой применила тактику охвата всех категорий и добилась серьезного успеха в этом деле», – говорит он.

Передача производства телефонов в «третьи руки», по мнению Кузнецова, мало что изменит для Ericsson. Проблемы шведской компании тянутся еще с первой половины прошлого года. Эти проблемы усугубились в результате глобального падения спроса на трубки в конце прошлого – начале этого года. В Ericsson считают, что в 2001 году продажи мобильных телефонов в мире должны составить 500 – 540 млн штук. Примерно таких же цифр придерживается и Nokia: 500 – 550 млн штук. В недавнем прошлом оба скандинавских производителя оценивали перспективы рынка более оптимистично.

В 2000 году в мире было продано 405 – 415 млн телефонов. В официальном отчете для инвесторов Nokia призналась, что ее показатели за 2000 год оказались меньше запланированных (128 млн реально проданных трубок против 140 млн по плану).

Аналитики говорят, что бум на услуги мобильной связи проходит, рынки развитых стран подходят к насыщению, а потребители находятся в ожидании услуг третьего поколения. Переходные варианты – разрекламированные технологии WAP и GPRS – были встречены потребителями более чем холодно. По подсчетам аналитиков, более 75% всех мировых пользователей мобильной связи используют телефон исключительно в качестве разговорного устройства. Некоторые российские специалисты так характеризуют ситуацию с протоколом WAP: «В Европе это дело завяло, а в России умерло, даже не родившись».

Союз Востока и Запада

В результате на рынке мобильных абонентских устройств – и мировом, и российском – наметились перемены. (О положении на российском рынке мобильных телефонов «Ко» писал в № 42 от 6 ноября 2000 года.) Производители недорогих моделей смогли значительно укрепить свои позиции. Прежде всего это касается лидера – финской Nokia. Ее доля на мировом рынке сегодня составляет 32%. Ericsson потеряла треть от своих прежних позиций: ее доля сократилась с 15% в начале прошлого года до нынешних 10%.

Впечатляющие результаты продолжает показывать немецкая корпорация Siemens. В мировой табели о рангах она остается № 4, но на европейском рынке, по данным исследовательской компании Gather Dataquest, вышла на второе место, обогнав Ericsson, американскую Motorola и французскую Alcatel. Самой Ericsson на рынке Западной Европы досталось только четвертое место. «Siemens подобно Nokia охватывает всю ценовую линейку, на российском рынке у Siemens есть хитовые модели. Вполне вероятно, что в ближайшее время в России Siemens сможет потягаться с Nokia и при благоприятной ситуации даже обойти ее по продажам. Что касается мирового рынка, то там лидером останется Nokia, а за второе место будут сражаться Motorola и Siemens», – говорит Кузнецов.

Агентство Reuter считает, что серьезной угрозой для европейских производителей могут стать азиатские – в частности, японские – компании, хорошо зарекомендовавшие себя в производстве аппаратов для «мобильного Интернета». Однако в Японии используется свой стандарт, непопулярный в других регионах.

К использованию аутсорсинга (передача части функций в «чужие руки») производители относятся по-разному. Кроме Ericsson к аутсорсингу прибегает другой крупный производитель мобильных телефонов – Motorola. Сегодня партнеры американской компании выпускают около 20% трубок Motorola, и вполне возможно, что в перспективе этот показатель удвоится. В Siemens к подобному методу относятся скептически. Член совета директоров Siemens Фолкер Юнг заявил: «Мне трудно понять, зачем нужно переводить на аутсорсинг целый бизнес. Основные затраты при производстве мобильных телефонов приходятся на разработку и маркетинг». Инвестиционные фонды ожидали другого варианта развития событий – союза Ericsson с другим производителем мобильных телефонов. В качестве наиболее возможных кандидатов назывались Sony и Matsushita (последняя выпускает телефоны под маркой Panasonic). Возможно, что подобные союзы – дело ближайшего будущего. Разработки аппаратуры для стандарта 3G требуют огромных вложений. Самостоятельно потянуть подобные расходы может только Nokia. Другие производители уже приступили к поискам возможных партнеров: например, Siemens для разработки телефонов нового поколения заключила соглашение о сотрудничестве с японской Toshiba.