Продано!

Бывший глава Банка России, а ныне кандидат в члены совета директоров ЮКОСа Виктор Геращенко однажды заметил, что «оптимизм – это верный путь к банкротству». События минувшей недели четко показали: уважаемый финансист оказался не прав. Неискоренимая вера в happy end позволила инвесторам заработать сотни миллионов долларов на росте стоимости акций ЮКОСа, а самой компании избежать банкротства.

В начале минувшей недели топ-менеджеры компании обратились в правительство с просьбой не допустить банкротства ЮКОСа в обмен на согласие заплатить требуемые МНС 100 млрд руб. и продать часть своих активов госкомпаниям. «Мольба о помиловании» осталась без ответа, и большинство аналитиков уже перестали сомневаться в скором банкротстве нефтяного гиганта. Во вторник 15 июня стоимость акций компании снизилась до $6 – минимальной отметки за последние полтора года. Негативные настроения инвесторов усиливались еще и в связи с начавшимся судом над Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым. В итоге с 10 по 16 июня котировки акций ЮКОСа рухнули на 23% – с $8,1 до $6,2. А рыночная капитализация компании упала на $4 млрд – до $16 млрд.

Зато 17 июня теперь можно с полным основанием объявлять днем «согласия и примирения» бизнеса и государства. Спасителем опальной компании стал Владимир Путин. В разговоре с журналистами он «обмолвился», что «правительство должно постараться, чтобы не обрушить ЮКОС». Чуткость и великодушие главы государства, а также демонстрируемое с экранов ТВ желание помочь стоящей на грани разорения компании, не оставили равнодушными фондовых спекулянтов, также радеющих за будущее ЮКОСа. Всего за несколько часов торгов котировки бумаг взлетели почти на 35%. Несколько слов президента, а теперь еще и главного маркет-мейкера российского фондового рынка, инвесторы оценили в $5,6 млрд – именно на столько выросла рыночная капитализация компании 17 июня. Следствием столь агрессивной спекулятивной игры стала остановка торгов как в РТС, так и на ММВБ.

Искренняя благодарность ЮКОСа президенту за то, что он не остался равнодушным к чаяниям компании, не заставила себя долго ждать. В тот же день было принято официальное решение об «урегулировании налоговых претензий к компании со стороны государства на сумму свыше $3,5 млрд и продажи части активов компании». Что называется, no comment.