Продано лучшее чешское пиво
Компания South African Brewery приобрела у японской Nomura Securities выставленный на продажу холдинг, объединяющий два крупнейших пивоваренных завода Чехии - Plzensky Prazdroj и Radegast. SAB предложила цену в $629 млн, Nomura почти без раздумий согласилась, и вот результат: SAB стала крупнейшим производителем пива в Восточной Европе и твердо укрепилась в первой мировой пятерке. Глава SAB Грэхэм Маккей, комментируя сделку с Nomura, заявил: "Эта покупка - элемент нашей стратегии. Но не последняя глава в истории нашего роста".
В общем-то такого исхода мало кто ожидал. Сразу после объявления о том, что Plzensky Prazdroj и Radegast, а также "оригинальная" марка пльзеньского пива - Pilsner Urquell - выставлены на продажу, о своих претензиях на 44% самого продвинутого в мире пивного рынка (чехи - мировые лидеры по потреблению пива на человека) заявили Heineken, Anheuser-Busch, Interbrew. Никто не сомневался в том, что расторопные японцы из Nomura, которые вовремя выкупили у чешского Investicny a Postovni Banka "жемчужины" пивного бизнеса Чехии, выжмут из покупателей все возможное. Однако победа досталась компании, о которой еще 10 лет назад слышали лишь в Йоханнесбурге и окрестных бантустанах.
Между тем удивляться особенно нечему. Heineken и Anheuser-Busch проиграли не столько SAB, сколько такому новому в мировом бизнесе явлению, как "новые производители". SAB - только один, хотя и очень яркий пример того, как локальные сильные компании, перестроив свое отношение к маркетингу, в один прекрасный день врываются на устоявшиеся "консервативные" рынки, используя для этого все имеющиеся в арсенале бизнеса способы: от оригинальных рекламных кампаний до агрессивных поглощений - и начинают выигрывать. Гордость российского пивного бизнеса - "Балтика" входит в состав Baltic Beverages Holding, который был основан скандинавскими пивоварами, известными своей консервативностью. Еще один пример - Japan Tobacco: из "естественной" монополии она в одночасье выросла до второй в мире табачной компании. "Новые производители", среди которых такие имена, как Virgin и Samsung, ведут себя крайне агрессивно, отличаются амбициозностью и вдобавок не отягощены многолетними традициями ведения бизнеса, перспективными планами постепенного развития. Они крупно рискуют - и все чаще выигрывают.
Впрочем, "новые производители" пока только входят в мировую бизнес-элиту. Предлагаемые ими темпы, конечно, не всегда под силу старым компаниям, но вообще-то непонятно, выдержат ли они их сами. Пока же SAB, приобретя известную мировую марку пива, на основе которой можно наращивать экспорт в Европу, задумывается о переводе своих акций из листинга Йоханнесбургской биржи, на которой они обращаются с 60-х годов, в Лондон, где, кстати, SAB не имеет вообще ничего, кроме представительского офиса (если не считать некоторых претензий на марку Guinness - это пиво SAB по лицензии производит в Африке).