Продать нельзя торговаться

Стокгольмский арбитраж вынес решение, запрещающее ВР осуществлять сделку с «Роснефтью». Однако это вовсе не значит, что на сделке поставлен крест: «мы рассчитываем на урегулирование разногласий со своими российскими партнерами, которое бы позволило в будущем реализовать договоренности с «Роснефтью» о работе в Арктике», отмечается в сообщении ВР. Помимо этого британская компания намерена обратится к арбитражному суду, чтобы «определить возможность осуществления обмена акциями отдельно от других договоренностей».

 

Опрошенные «Ко» эксперты уверены, что AAR попросту торгуется и планирует с максимальной выгодой выйти из проекта ТНК-BP. Слушания Стокгольмского суда по существу иска начались три недели назад. AAR оспаривает сделку по обмену акциями между «Роснефтью» и BP, утверждая, что последняя не уведомила российских партнеров о грядущих изменениях. Лондонский суд в начале февраля при­остановил сделку, и стороны начали арбитражное разбирательство в Стокгольме. Как пояснял глава AAR Стэн Половец, между AAR и BP существует соглашение акционеров, согласно которому все проекты в РФ и на Украине партнеры реализуют через ТНК-BP, за исключением случаев, если совет директоров ТНК-BP посчитает проект неинтересным для компании. Тогда каждый из партнеров может реализовывать свои планы самостоятельно. Однако у BP уже есть прецеденты работы в нашей стране без участия ТНК. Например, проекты «Сахалин-4» и «Сахалин-5». Не говоря уже о том, что без BP ни одна из российских сторон будет не в состоянии самостоятельно осуществлять добычу углеводородов на арктическом шельфе.

Кроме того, ввязавшись в конфликт с BP, российские акционеры ТНК-BP фактически противопоставили свою позицию мнению Кремля. Сделка между «Роснефтью» и BP получила «благословение» на уровне президента РФ, и никто не рассчитывал, что будут ставить палки в колеса. Тем более что ранее российские власти поддержали AAR в ходе внутреннего конфликта в ТНК-BP. Тогда российская сторона вышла победителем, а менеджерам BP пришлось бежать из РФ. Но сейчас ситуация совершенно другая. Решение об участии той или иной компании в освоении шельфовых месторождений Арктики принимается Комиссией по иностранным стратегическим инвестициям, возглавляемой премьером Владимиром Путиным. Попытка AAR вклиниться в этот процесс уже вызвала недовольство властей. Опрошенные «Ко» эксперты полагают, что AAR не настолько недальновидна, чтобы идти против воли Кремля, компания просто стремится найти в ситуации свою выгоду, продав пакет в ТНК-BP максимально дорого. Либо кто-то очень авторитетно попросил главу «Альфы» Михаила Фридмана любой ценой сорвать сделку, способную открыть новую страницу в глобальном нефтегазовом секторе. А может быть, просто AAR сейчас нуждается в деньгах. Напомним, что между группой «Альфа» и АФК «Система» существует договоренность о совместном участии в приватизации «Ростелекома», где «Альфа» должна выступить основным инвестором в сделке. «Российские партнеры (в рамках ТНК-BP. – Прим. «Ко») могут пустить вырученные средства в другие бизнесы, поскольку у акционеров AAR много перспективных проектов в РФ – в энергетике, финансах и телекоммуникациях», – подтверждает ведущий аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Виктор Марков. Поэтому деньги от продажи доли в ТНК-BP пришлись бы как нельзя кстати, вопрос только в методах их получения.

 

Алексей Козлов, заместитель директора департамента торговли и продаж по работе с акциями UFS Investment Company:

«принятие каких-либо решений тнк-BP по участию в разработке шельфа в консорциуме с «Роснефтью» не совсем корректно, соглашение по работе на шельфе заключено BP и «Роснефтью». По словам Владимира Путина, принят закон, по которому «Газпрому» и «Роснефти» доверено осваивать шельф, если какая-либо компания способна предложить партнерство вышеуказанным компаниям, то сотрудничество возможно. Однако пока все это выглядит как попытка владельцев ТНК-BP воспользоваться ситуацией и заработать деньги».

 

Виталий Громадин, старший аналитик «Арбат Капитал»:

«Главным условием для успешной реализации нашумевшей сделки является способность BP договориться с AAR. При этом раздражение правительства уже вылилось в угрозу денежных компенсаций за срыв сделки. Поэтому, конечно, российские акционеры ТНК-BP играют с огнем, и, похоже, в самой BP сильно удивлены рискованностью и наглостью AAR. Вопрос, кто за этим стоит?»

 

Олег Абелев, начальник аналитического отдела ИК «Риком-Траст»:

«Что касается самой тнк-BP, часть которой зарегистрирована в офшоре на Кипре, то, по мнению «Роснефти», данная компания никогда не рассматривалась в качестве возможного участника альянса из-за отсутствия требуемой компетенции и, более того, не делала никаких предложений «Роснефти», которые бы хоть как-то отражали интерес ТНК-BP к работе на шельфе. Думается, позиция «Роснефти» является постоянной и вряд ли изменится. Различная информация, активно появлявшаяся во многих источниках СМИ в отношении спора между акционерами ТНК-BP, никакого отношения, по сути, к «Роснефти» не имеет, поскольку этот спор наблюдается исключительно между акционерами ТНК-BP».

 

Наталья Лесина, аналитик ГК «Алор»:

«Согласно заявлениям президента «Роснефти» Эдуарда Худайнатова, компании неинтересно сотрудничество с ТНК-BP, поэтому альянс с данной компанией в любом случае не состоялся бы. На мой взгляд, возникшее разногласие все же будет решено и «Роснефти» не придется искать и рассматривать другого партнера, сотрудничество с BP для компании комфортно и уже проверено другими проектами, которые, кстати, выведены за границы имеющегося соглашения ВР и ТНК-BP».

 

Виктор Марков, ведущий аналитик по нефтегазовому сектору ИК «Церих Кэпитал Менеджмент»:

«Не исключено, что создание акционерами AAR конфликтной ситуации по отношению к BP связано с желанием выгодной продажи своей доли, поскольку британская компания теряет интерес к дальнейшему сотрудничеству с российскими акционерами ТНК-BP. Сейчас BP выгодней сотрудничество с госкомпаниями, поскольку у «Роснефти» имеются существенные возможности по развитию бизнеса в России».