Top.Mail.Ru
архив

Продать последнюю рубашку

До конца 2016 г. в стране может закрыться около 30% мультибрендовых магазинов. Основная причина — резкое падение покупательной способности россиян.

Так, впервые за много лет остатки коллекций осенне-зимнего сезона в большинстве магазинов на сегодня составляют более 50%, что, по сути, является катастрофой для байеров — из-за разрыва кэшевого потока они не могут закупать новые коллекции. Уже сейчас треть российских магазинов одежды и обуви работает с отрицательной динамикой, и байеры усиленно пытаются продать в прямом смысле зависшие вещи, делая скидки до 90%. Однако нынешние столь щедрые распродажи можно смело считать последними — никогда еще в России не было и уже больше не будет такой дешевой одежды.

На рынке удержатся лишь те, у кого была «жировая прослойка» и кто сумел оперативно оптимизировать бизнес за счет пересмотра арендных ставок, кадровой политики и маркетинга.

К тому же существенно пострадает ассортимент магазинов — байеры стали делать ставку на базовые вещи, и многие отказываются от одежды с ярко выраженной модной направленностью. Также представители практически всех ценовых сегментов одежды и обуви снизили объемы закупок весенне-летней коллекции почти на треть.

Кроме того, сейчас происходит серьезная ротация брендов: некоторые марки, которые имели слабые позиции в России, уходят с рынка, а их место занимают новые, в первую очередь те, которые готовы предложить более выгодные условия для оптовых покупателей. Как правило, это малоизвестные европейские производители, например, Beatrice B, Vanilia, Peppistyle, — они не вкладываются в рекламу и PR, но делают относительно качественные вещи по низкой цене.

Кстати, в этой связи стала резко расти популярность отечественных брендов. Казалось бы, сейчас у российских дизайнеров должен наступить звездный час: они обязаны предложить европейское качество, поскольку закупают ткани и фурнитуру за границей, но при этом у них будут более привлекательные цены, чем у иностранных производителей одежды. Однако отсутствие выстроенных бизнес-процессов, маркетинговой поддержки и рекламы многим российским дизайнерам попросту не позволит воспользоваться ситуацией и оперативно занять освобождающиеся ниши.

Наиболее сильно в 2016 г. кризис ударит по премиальному сегменту одежды и обуви — он просядет примерно на 20–25%, и в первую очередь снижение продаж коснется товаров для детей. За последний год в этом направлении существенно изменилась потребительская модель: теперь в дорогих магазинах россияне предпочитают покупать одну базовую вещь среднего качества — например, шарф, водолазку, пиджак. В целом подавляющее большинство традиционных почитателей luxury-сегмента в ближайшее время резко откатятся в жесткий средний сегмент и останутся там надолго.

На фоне повышения курса валют и падения спроса на одежду владельцы магазинов будут стараться сдерживать цены, не давая им вырасти более чем на 10%. Отыграть ценник постараются тем, что больше не будут делать высокие скидки в период распродаж. Это, конечно, скажется на обороте магазинов, но у российских байеров нет другого выбора — никто не хочет уходить в ноль. Одежда начнет дорожать в соответствии с ростом курса валют после того, как установится новая экономическая политика. Скорее всего, это произойдет к весне 2017 г., когда закончатся запасы прошлых сезонов и с рынка уйдут неэффективные игроки.

Автор — генеральный директор Союза русских байеров