Продавец своего платья
Игорь Чапурин – совладелец и арт-директор модельного дома Chapurin Couture. В 1992 году он приехал в Москву из Витебска и привез с собой всего одно платье для показа на конкурсе молодых дизайнеров. Сейчас у Чапурина в столице два бутика и свое швейное производство.
В свои 33 года Игорь Чапурин может считать, что уже осуществил свою мечту. Он постоянный участник московской «Недели высокой моды». Среди его клиентов такие известные люди, как Алла Демидова и Олег Меньшиков, Айдан Салахова и Арина Шарапова, Кристина Орбакайте и Андрей Губин. При этом Игорь утверждает, что личная популярность интересует его в последнюю очередь и он меньше всего думал о славе модельера, когда начинал карьеру. «Я легко продвигался вперед и не делал серьезных ошибок, потому что у меня был один мотив: все, за что я берусь, должно быть сделано на высшем уровне», – поясняет Чапурин. Впрочем, мир моды еще не видел кутюрье, которым бы не руководило самолюбие, и Чапурин в этом смысле не исключение. Он дорожит своими идеями, не доверяет журнальной критике («все эти оценки очень субъективны») и говорит, что старается зарабатывать на оригинальности стиля, а не на простом тиражировании дорогой одежды. «Он из тех людей, кто всегда четко знает, чего хочет», – считает один из партнеров Чапурина. «Я ищу компромисс между творчеством и коммерческим успехом», – говорит о себе сам модельер.
Увидеть Париж...
Карьера Чапурина началась с фиаско – он провалился на экзаменах в Московский текстильный институт, куда пробовал поступить в 1989 году после окончания техникума в белорусском Витебске. Не помог даже красный диплом, полученный по специальности «модельер-конструктор женской одежды». Игорь сам выбрал себе профессию, хотя не без некоторого семейного влияния. Его дед занимался проектированием льняных комбинатов (свой последний объект он построил в городе Великие Луки Псковской области, где и осела семья Чапуриных), а мать руководила швейным производством на крупной трикотажной фабрике. Но в Москве семейные традиции ничего не значили – для приемной комиссии Игорь Чапурин был заезжим провинциалом, каких много. «Я расстроился невероятно, – вспоминает он. – Знания мне всегда давались легко, и я даже не думал, что могу получить «пару» на экзамене. Лишь потом я узнал, что в институте был лимит на прием иногородних». Игорь решил не задерживаться в Москве и вернулся в Витебск – набираться профессионального опыта. Он устроился модельером в местное ателье высшего разряда, и некоторое время спустя директор поручил ему разработать коллекцию женской одежды для показа на городском художественном совете (в СССР все предприятия легкой промышленности контролировались так называемыми худсоветами, без одобрения которых ни одна новинка не запускалась в производство). «Все мои модели получили высшую оценку, – рассказывает Игорь Чапурин. – А затем об этом конкурсе написала одна из минских газет. У меня тогда буквально кружилась голова от первой победы». Как-то раз он узнал, что в Московском текстильном институте готовится отборочный конкурс на международный фестиваль молодых дизайнеров, который будет проводить дом моды Nina Ricci. Игорь решил рискнуть и задумал обходной маневр – подал документы в Витебский технологический институт, у которого тогда был статус филиала МТИ. «Экзамены я сдал с легкостью и сразу же отправил заявку на участие в конкурсе», – вспоминает он. Осенью 1992 года Чапурин снова приехал в Москву. В первом туре конкурса жюри института просмотрело более 80 работ. Игорь прошел во второй тур, для которого отобрали 50 участников – по его словам, в списке его имя было на 49-м месте. «Мне до сих пор кажется, что я попал туда случайно, потому что организаторам нужно было «разбавить» москвичей кем-то из провинции», – говорит он. Финалистов оценивали уже французы. Игорю снова повезло – он оказался в числе десяти счастливчиков, которых пригласили на пять фестивальных дней в Париж.
Дареные $45 тысяч
Участие в конкурсе Nina Ricci стало для Игоря Чапурина пропуском в московский мир моды. В начале 1993 года он вернулся в Витебск и тут же получил заказ из столицы – создать платье для участницы конкурса красоты «Мисс Европа» Юлии Алексеевой. Алексеева в платье от Чапурина получила титул вице-мисс, после чего Игорю сразу же заказали семь платьев для участниц конкурса «Мисс Россия». Для работы над заказом Чапурину пришлось приехать в Москву. «Я подумал, что если так и буду курсировать между Москвой и Витебском, чтобы продолжать учебу, то растеряю все свои шансы, – вспоминает Игорь. – И тогда я решил не возвращаться, хотя в институтском общежитии остались все мои книги, архивы, одежда». Почти два года Чапурин обшивал участниц конкурсов «Мисс Интернэшнл», «Мисс Вселенная», «Мисс Евразия». А в феврале 1995 года он решился показать свою первую авторскую коллекцию в Москве. «Это было время шальных денег, – объясняет Игорь. – Меня познакомили с одним из московских бизнесменов-меценатов, и он просто подарил мне нужную сумму. Больше мы с ним не виделись, но благодаря этому человеку я смог показать себя Москве». Затея обошлась в $45 тыс. – на эти деньги Чапурин купил лучшие ткани, арендовал зал в «Метрополе» и пригласил манекенщиц из Парижа. «Потом я понял, что несколько поспешил, – говорит Игорь. – У меня не было возможности наладить хоть какое-то производство своих моделей. Но я решил, что через год нужно показать новую коллекцию». Чапурин продолжал делать платья для конкурсов красоты, для дорогих презентаций, одевал ведущих канала ТВ-6. Из десятки финалистов конкурса Nina Ricci большего достиг только москвич Михаил Пантелеев – в 1995 году его пригласили в Японию работать ассистентом у самого Йоджи Ямамото. В том же году, когда у Чапурина появился первый магазин в Москве, Пантелеев открыл собственный бутик Volga-Volga в Токио.
Итальянская переписка
Свою вторую коллекцию Игорь Чапурин представил публике в декабре 1996 года на московской «Неделе высокой моды». Игорь не говорит подробно, как ему удалось пробиться на шоу такого уровня («где-то просто повезло, где-то помогли знакомства и рекомендации»), но, несомненно, добиться этого было весьма непросто: на показы «Недели» приглашались в основном именитые западные дома моды – такие, как Paco Rabanne, Guy Laroche, Nina Ricci, Rochas, Fendi и другие. Для Чапурина «Неделя высокой моды» стала настоящим прорывом. Во-первых, он наконец убедился в том, что может добиться своего в своенравной Москве. Во-вторых, благодаря «Неделе» Игорь Чапурин познакомился с княгиней Ирэн Голицыной – владелицей итальянского дома моды Galitzine, в котором некогда одевались Одри Хепберн, Элизабет Тейлор и София Лорен. «Голицына пригласила меня работать к себе в Рим, но я раздумывал довольно долго, – рассказывает Игорь. – Ведь в Москве у меня все только начиналось... В конце концов мы договорились, что модели для нее я буду разрабатывать у себя, эскизы высылать по факсу, а встречаться для подбора тканей мы будем в Милане. С Голицыной я работал три сезона, и за это время она показала мне, что такое индустрия моды, и научила общаться с людьми из этого мира. Она отрекомендовала меня всем крупным поставщикам, и я до сих пор пользуюсь этими связями». В 1997 году Чапурин решил, что пора создавать собственный модельный дом – у него уже были три ассистента и более тридцати постоянных клиентов. Встречаясь с заинтересованными бизнесменами, Игорь ставил такие условия: фирма создается на паритетных началах, причем его вклад будет интеллектуальным и должен быть оценен как равный денежному вкладу второго учредителя. «Так я проверял, осознает ли человек, что источником прибыли в индустрии моды является интеллектуальный капитал», – поясняет он. Но как только Чапурин встретил понимающего бизнесмена, Ирэн Голицына снова пригласила Игоря на место дизайнера в своем модельном доме. При этом ему предложили самому назвать условия, на которых он согласен работать.
Журавль в небе
«Я запросил нереальный для моего уровня гонорар в $10 тыс. в месяц, оплату проживания, всех перелетов и т.д., только чтобы не объяснять, что нашел себе компаньона в России, – вспоминает Игорь Чапурин. – Но Голицына согласилась на мои условия! Мне никогда не было так сложно сделать выбор. Представьте себе две тарелочки – на одной пирожок уже лежит, а на другую еще непонятно что положат. И все же я выбрал пустую тарелочку, потому что не хотел отказываться от своего замысла». Компаньоном Игоря согласилась стать бизнес-леди, владевшая небольшой фирмой по продаже нефти. Ее имя – как и размер капиталовложений – Чапурин не называет. Он упоминает только, что по тем временам на открытие модельного дома (бутик плюс мастерская) требовалось не менее $500 тыс. «Мы очень четко разграничили обязанности, – рассказывает Игорь. – Она становится президентом фирмы и занимается административными вопросами и финансами. Я как арт-директор беру на себя креатив и производство». Насколько ему повезло с компаньоном, он понял в августе 1998 года. Помещение под бутик на Мясницкой было арендовано как раз накануне экономического кризиса. «Мы даже не обсуждали, нужно ли забирать деньги из проекта», – говорит Чапурин. Дом моды Chapurin Couture был открыт в марте 1999 года. Как утверждает Игорь, после строительства магазина на Мясницкой никаких дополнительных инвестиций ему не понадобилось. Всего за год модельный дом заработал деньги на второй бутик, который разместился в торговом комплексе «Наутилус». К концу 2000 года штат фирмы вырос с 20 до 70 человек, а весь второй этаж здания на Мясницкой был арендован под швейный цех. Сам Чапурин успел получить высшую награду Российской ассоциации высокой моды – «Золотой манекен». Он практически перестал работать с шоу-бизнесом и телевидением, переключившись на кино и театр: самыми заметными его работами стали костюмы для спектаклей Олега Меньшикова «Горе от ума» и «Кухня». И конечно же Игорь не забывал каждый год появляться на «Неделе высокой моды», что весьма способствовало привлечению новых клиентов.
Как в лучших домах
Сейчас Чапурин делает за год две сезонные коллекции pret-a-porter и одну коллекцию haute couture. Модельер утверждает, что у него быстро распродаются даже самые необычные – с точки зрения тенденций сезона – модели. Чапурин намеренно отбирает для себя дорогие материалы и старается не упускать ни одной новинки текстильной промышленности. «С самого начала я решил, что мы будем закупать лучшие ткани – те же, что покупают Лакруа, Лагерфельд, Валентино и другие мэтры европейской моды, – рассказывает Игорь. – Мы делаем ставку не на индивидуальные заказы, а на продажу готовых вещей. А правильный подбор тканей – это способ убедить покупателей, что мы действительно производим одежду класса люкс». Чапурин, например, работает со скандинавской компанией Saga Furs – одним из крупнейших поставщиков мехов в мире. По словам Натальи Туровниковой, главы представительства Saga Furs в России, на долю Chapurin Couture приходится примерно треть продаж мехов от Saga Furs в нашей стране. «Игорь Чапурин отлично понимает: творчество творчеством, но нельзя забывать и о коммерческой стороне дела, – говорит Туровникова. – Он сумел найти свою нишу. Он делает одежду для состоятельных женщин, которые хотят выглядеть «на уровне», но при этом не идут к Chanel или Givenchy, потому что мировые марки слишком узнаваемы». Свидетельствует это об успехе или нет, но в московской модной тусовке у Чапурина даже появились недруги. «Он выскочка, кричит о себе на каждом углу, хотя за пределами Москвы его никто, кроме Голицыной, не знает», – считает директор одного из столичных бутиков, продающего одежду знаменитой итальянской марки. Игорь Чапурин действительно старается активно продвигать марку Chapurin Couture, но он и не скрывает, что ему нужно зарабатывать деньги. «Сейчас нам тесно на Мясницкой и в «Наутилусе», и мы подумываем о третьем бутике, – говорит он. – Пора уже выходить и на европейский рынок. Планов много, но спешить не буду – я предпочитаю последовательность в работе».