Продажная столица
ПРАВИТЕЛЬСТВО Москвы утвердило генеральную схему размещения торговых объектов городского значения. Торговая программа Москвы – одна из немногих близких к реальности. Для столичной практики ритейл – вещь почти уникальная. Это приносящая доходы отрасль, нюансы размещения объектов которой понятны чиновникам даже самого низкого уровня. В то же время принятие новой торговой программы имеет и политический аспект – ее временные границы простираются до 2020 года, что, по мнению авторов, должно доказать неизменность московской политики в области коммерческой недвижимости.
Согласно новой московской программе в городе за два десятилетия должно появиться более 300 крупных торговых объектов общей площадью 6,3 млн кв. метров. По словам первого заместителя руководителя департамента потребительского рынка и услуг столицы Ефима Рыбалова, в настоящее время уже 64 объекта из 300 общей площадью 1,5 млн кв. м находятся в стадии строительства или проектирования. Всего же должно быть построено (с учетом так называемых объектов местного и районного значения) 8 млн кв. м торговых площадей. Проект предусматривает создание нескольких крупных торговых зон площадью от 100 до 400 тыс. кв. м в районе Молжаниновки, на пересечении Дмитровского шоссе и МКАД, во Владыкине, Измайлове, Внукове, на Варшавском шоссе и в нескольких других районах, где целесообразно заниматься ритейлерскими проектами (бывшие спальные районы, постепенно обретающие статус традиционных).
Что любопытно, треть площадей должна быть построена в ближайшие годы (до 2005 года). До этого времени город останется под контролем действующей московской команды. То есть зарабатывать на этой программе Москва намерена уже сейчас.
Ритейлерскую программу Москвы в отличие, например, от вывода предприятий из центра можно отнести к разряду успешно реализуемых. Смысл ее в том, чтобы создать бизнесу – как своему, так и пришлому (прекрасный тому пример – группа «Метро»), условия для активного развития новых точек. В итоге количество торговых площадей может вырасти в два раза и составить 16 млн кв. метров.
Однако программа основана на поддержке отечественного бизнеса, с которым гораздо легче договориться. Иностранные ритейлерские компании строят, как показывает практика, крупные объекты, что подразумевает большой срок окупаемости проектов. Достаточно привести слова Леннарта Дальгрена, директора русской IKEA: «За первый год мы продали товара столько, сколько планировали продать за пять. Но сам проект окупится, когда мы сможем инвестировать в другие IKEA в других странах. Это будет лет через тридцать». В отечественной же предпринимательской среде преобладают проекты, способные окупиться года за два-три, что подразумевает гораздо меньший масштаб вложений.
Московская ритейлерская программа предусматривает уменьшение доли крупных проектов с 24% до 15%. При этом в ней прямо обозначено, что доля малого бизнеса (это не юридическое, а скорее отраслевое определение) возрастет с 44% до 60%. Любопытно, что город планирует представлять инвесторам земельные участки под строительство крупных торговых объектов с готовой предпроектной документацией. Это шаг, способный реально облегчить участие отечественного бизнеса в создании новых торговых центров.