Top.Mail.Ru
бизнес

Продолжается борьба за наследство Олега Бурлакова

Один из самых известных активов Олега Бурлакова — высокотехнологичная яхта Black Pearl. Фото: Giovanni Romero / TheYachtPhoto / imago stock&people / Global Look Press Один из самых известных активов Олега Бурлакова — высокотехнологичная яхта Black Pearl. Фото: Giovanni Romero / TheYachtPhoto / imago stock&people / Global Look Press

Пандемия запустила эпоху наследных войн: смерть бизнесменов все чаще сопровождается шумными конфликтами за обладание их бизнесом и активами. Так произошло и после того, как в июне 2021 года в ковидном госпитале скончался предприниматель Олег Бурлаков. Сегодня на его состояние, оцененное в $2,7 млрд, претендуют родная сестра бизнесмена Вера Казакова, жена Людмила Бурлакова и общие дочери Елена и Вероника. Разбираемся, за какие активы идет родственная битва и кто ее фигуранты. 

От секретных исследований до первого кооператива

Олег Бурлаков родился в Ленинграде в 1949 году. После школы поступил в Киевское военное авиационное училище и стал офицером Военно-воздушных сил СССР. Дальнейший карьерный путь тесно связан с наукой. Бурлаков служил в Харькове в должности начальника кафедры «Эксплуатации авиационного оборудования» в Высшем военном авиационном инженерном училище. В 1980 году будущий бизнесмен успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук в Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского. Основную часть времени он посвящал научно-исследовательской работе в энергетической сфере. Большая часть проектов, над которыми он работал, была засекречена, но известно, что они были связаны как с вопросами совершенствования и защиты систем электроснабжения, так и с новыми подходами подготовки курсантов летных училищ и вузов.

Открытым итогом научной деятельности стали свыше 30 научных публикаций и более 5 научных изобретений, за которые ему было присвоено звание «Заслуженный изобретатель СССР». Также одна из его работ отмечена грамотой Главнокомандующего ВВС. 

С именем Олега Бурлакова знакомы многие студенты, изучавшие радиоэлектронику, поскольку он был автором методических рекомендаций для заочников по курсу «Основы радиоэлектроники», соавтором учебника для вузов ВВС «Основы радиоэлектроники», учебного пособия «Авиационное оборудование», учебника «Основы авиационной электротехники радиоэлектроники», методических рекомендаций по проведению войсковой стажировки курсантов факультета авиационного оборудования ХВВАИУ.

Среди важнейших направлений деятельности ученого — исследование вопросов применения бортовых цифровых вычислительных машин для целей регулирования, управления и защиты систем электроснабжения; разработка математического обеспечения цифровой системы управления самолетной системы электроснабжения переменного тока постоянной частоты; исследование возможностей использования токов высокой частоты для неразрушающего контроля изоляционных покрытий проводящих элементов системы электроснабжения летательных аппаратов; совершенствование практической подготовки курсантов факультета авиационного оборудования ХВВАИУ. 

прочитать весь текст

В 1989 году Олег Бурлаков запустил первый бизнес-проект. В партнерстве с инженером-геохимиком Николаем Казаковым (мужем его родной сестры Веры, инженера-экономиста) Бурлаков создал кооператив «Интеграл», где они занимались разработкой топливных систем для военпрома и деталей для космических аппаратов. Всего через несколько лет «Интеграл» превратился в одного из крупнейших игроков на этом рынке: во многом это была личная заслуга Олега Бурлакова, который много сил и времени посвящал бизнес-детищу.

Предприниматель вошел во вкус, а фундаментальный научный базис позволил собрать целую бизнес-империю. В 1990-х годах в Харькове Бурлаков с партнерами открыли советско-французское совместное предприятие «Совинтерфранс». Сначала занимались строительством холодильных складов, затем по решению Бурлакова переквалифицировались на торговлю сложным промышленным оборудованием, в частности, реализовывали нефтяные насосы, произведенные на Харьковском электромеханическом заводе, в России, принимая в качестве оплаты нефтепродукты.

НоворосцементФото: Новоросцемент

Чуть позже Олег Бурлаков вместе со своим уже постоянным партнером Николаем Казаковым приобретал различные бизнес-активы. В 1993 году они выиграли залоговый аукцион по «Новоросцементу». В стратегическом развитии этого предприятия Бурлаков принимал прямое участие, благодаря чему к моменту продажи компании Льву Кветному в 2007 году (участник списка Forbes купил завод за $1,2 млрд) производительность «Новоросцемента» возросла на 1,3 млн тонн по сравнению с показателями 2003 года (тогда контрольный пакет акций перешел к Бурлакову) и составила 3,8 млн тонн.

Бизнес-дуэт активно развивал все новоприобретенные предприятия, а их число пополнялось. В 1992 году в бизнес-империю Бурлакова вошел «Белгородцемент», инвестиции в развитие которого составили $500 тыс. В 1998-м был куплен Причально-грузовой узел «Росцем» в Усть-Луге в Ленобласти, а в 2008-м — «Краснодарпромжелдортранс» в Краснодаре.

Новое направление деятельности было открыто в 2005 году, когда предприниматель вместе с Павлом Митрофановым учредил «Бурнефтегаз». При этом между партнерами было четкое разделение — Бурлаков занимался поиском инвестиций для масштабирования. Итогом его деятельности стала активная скупка нефтяных месторождений на аукционах — вскоре компания стала обладательницей восьми лицензий на разработку, а в 2013 году собственная добыча нефти и газового конденсата составила 291 975 тонн.

Сотрудничество закончилось после того, как Митрофанов, обвиненный в даче взятки, в 2014 году уехал из страны, а компанию купила «Башнефть» за $1 млрд. Более половины вырученной суммы Бурлаков использовал для возврата кредитов — его собственная прибыль после продажи актива оценивалась в $360 млн. Деньги пошли на реализацию новых бизнес-проектов, в том числе за рубежом.

Бурлаков смог выкупить вишеградскую лакокрасочную фабрику Terpentin, а в 2012-м заключил концессионное соглашение на сербские угольные и рудные месторождения.

Были у Бурлакова интересы и в сфере девелопмента, добычи драгметаллов, в финансовом секторе (ему принадлежал «Стройлесбанк»). Среди заметных активов непосредственно накануне смерти были: «Краснодарпромжелдортранс», бизнес-центр «Калинка» в Тюмени, гостиница «Тюмень-Хилтон» и другие активы, в том числе суперяхта «Черная жемчужина».

В 2021 году Forbes оценивал его состояние в $2,7 млрд и включал в топ-200 богатейших бизнесменов страны.

Одна смерть и два завещания

Семейная жизнь у Олега Бурлакова не сложилась. В молодости он женился на Людмиле (в девичестве Марченко, родилась 2 июля 1951 года). 29 октября 1973 года у пары родилась дочь Елена, а 18 декабря 1985-го — дочь Вероника. В декабре 2018 года Людмила Бурлакова подала в Монако на развод, который так и не завершился. И это запустило цепь странных событий.

В том же году на Бурлакова в Москве совершили покушение. Пока бизнесмен сидел в автомобиле по пути на медобследование, к машине подбежал неизвестный мужчина и окликнул его. После того как Бурлаков опустил окно, неизвестный несколько раз выстрелил в сторону автомобиля. В этом инциденте никто не пострадал, но бизнесмен почувствовал себя плохо. Результаты обследования показали наличие в его организме мышьяка, писала Lenta. Бурлаков тогда связал покушение с конфликтом во время бракоразводного процесса.

В марте 2019 года суд постановил, что Олегу и Людмиле Бурлаковым следует жить отдельно, поэтому 10-й и 11-й этажи с бассейном в их многоуровневых апартаментах в Монако отдали Людмиле, а бизнесмен остался на 9-м этаже, писал Forbes. Известно, что до своей смерти Бурлаков жил в Монако. Он получил вид на жительство в княжестве еще в 2011 году и был его резидентом. Также у бизнесмена был и канадский паспорт, писали «Известия». Через полгода Бурлаков обвинил жену и младшую дочь Веронику в присвоении $1 млрд. Сначала прокуратура Цюриха, а после и апелляционный суд отклонили иск бизнесмена.

Между тем полиция начала расследовать вмешательство в частную жизнь Бурлакова: в его самолете нашелся трекер, отслеживающий перемещение. Очевидец событий рассказывал, что устройство якобы находилось в сумке, которую на борт лайнера пронесла дочь Вероника. Бурлаков постоянно боялся слежки со стороны семьи, а до обнаружения трекера якобы находил в квартире камеру, которая была подключена к телефону дочери, рассказывал источник Forbes.

Олег Бурлаков скоропостижно скончался от коронавируса 21 июня 2021 года в подмосковной клинике «Лапино». Вдова и дочери смогли получить его тело только 8 июля. Сестра бизнесмена хотела похоронить Бурлакова рядом с могилами его матери, отца и бабушки на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга. Как она утверждала, этого желал и сам предприниматель. По словам Казаковой, ни один член семьи Бурлакова не спрашивал о его здоровье. Представители жены и дочерей бизнесмена отрицали это, утверждая, что информацию все же запрашивали.

еще по теме:
«Черная жемчужина» и сотни миллионов долларов
За что поборются наследники Олега Бурлакова, самого скрытного россиянина из списка Forbes
Яхта Black Pearl

В морге сестре предпринимателя отказывали в выдаче тела. В конце июня туда пришли «неустановленные лица», представившиеся адвокатами Людмилы Бурлаковой, и забрали тело бизнесмена, при этом Казакова от представителей морга так и не смогла получить какое-либо письменное решение, писал «Коммерсант».

В итоге тело Бурлакова было вывезено в Канаду, где живет его младшая дочь Елена, и захоронено 16 июля 2021-го на кладбище в Торонто. Причем, по данным источника «Компании», тело без таблички было помещено в общий колумбарий.

С этого момента началась длинная история сражения за наследство бизнесмена: жены и дочерей — с одной стороны, сестры и ее мужа — с другой. В первом завещании Бурлакова его жена была указана единственной наследницей особняка в Монако и вообще всего нажитого состояния, сообщало британское издание Daily Mail.

В августе 2021 года в Монако нашли второе завещание Бурлакова. Оно написано от руки и, по данным Forbes, не было на тот момент заверено у нотариуса. Причем в завещании не упоминается ни вдова Людмила, ни его дочери, но есть сестра и ее муж. Им велено позаботься о нескольких дальних родственниках Бурлакова. При этом адвокат Людмилы Бурлаковой утверждает, что «упомянутую бумагу некорректно называть и тем более считать завещанием, это в прямом смысле слова клочок бумаги с записями неясного авторства, происхождения и значения». Однако источник «Известий» уточнял, что документ все же был официально зарегистрирован. Бурлаков в момент составления завещания в 2019 году постоянно проживал в Монако, а для признания его действительным в России нужно, чтобы форма соответствовала праву Монако. Законы княжества допускают простую письменную форму завещания (ст. 836 ГК Монако). Для подтверждения его действительности необходимо доказать, что именно Бурлаков подписал документ, составленный в Монако.

Битва за миллиарды обещает быть долгой.