Top.Mail.Ru
бизнес

Профессионализм и инновации — это наши главные конкурентные преимущества

Фото: пресс-служба Greenworks Фото: пресс-служба Greenworks

В конце 2018 года после завершения контракта с европейской штаб-квартирой Greenworks в Швеции Рада Рожицкая вернулась в пустой российский офис: бывший руководитель со всей командой ушел к прямому конкуренту. Предстояло собрать новую с нуля и бороться за место на рынке. О том, как в итоге удалось выйти на лидирующие позиции, гендиректор Greenworks в России и СНГ рассказала «Компании». 

Рада, как бы вы охарактеризовали конкурентную среду на рынке?

— Greenworks — ведущий международный бренд аккумуляторной садовой техники и электроинструмента. В 2022 году рынок перевернулся. Международные бренды, которые мы считаем своими главными конкурентами, ушли. В Россию хлынул поток китайской техники noname. Одновременно свое присутствие стали увеличивать локальные игроки. Сказать, что мы таким переменам рады, не могу: привыкли соперничать с компаниями, которые стояли у основ этого рынка 30 лет назад. Поскольку часть глобальных игроков оперативно провела ребрендинг, так или иначе продаются Makita, Karcher и Bosch, есть с кем соперничать. В долгосрочной перспективе, возможно, рынок вернется к тому, от чего он ушел в 2022-м. Однако прежним лидерам будет очень сложно восстановить потерянные позиции, потому что те, кто остался, не дремлют, и мы в их числе.

Что касается потребительского поведения, то в 2023-м рынок компенсировал просадку предыдущего года: все виды техники — аккумуляторная, проводная и бензиновая — демонстрируют рост.

Вы вышли на рынок в 2016 году и еще недавно воспринимались как совсем «зеленый» бренд. Насколько быстро удалось занять освободившиеся ниши?

— Экспансия прошла достаточно быстро, даже учитывая то, что нам пришлось серьезно подстраиваться, так как логистика претерпела существенные изменения, курс рубля нестабилен, что для нас как импортеров очень существенно. Очень важный показатель роста бренда и серьезности присутствия на российском рынке — запуск собственного склада. Мы к этому шли несколько лет.

С одной стороны, положительную динамику обеспечил рост популярности аккумуляторной техники. Последние три года этот сегмент показывает ежегодный прирост двузначными цифрами, на 30% минимум, опережая проводной и бензиновый инструмент.

Некоторые категории товаров, например снегоуборщики, растут в три-четыре раза. Greenworks, будучи известным брендом аккумуляторного садового инструмента, в 2023 году активно наращивал свою долю. В сегменте аккумуляторной техники для травокошения мы занимаем сегодня 46% отечественного рынка. И столь же серьезные амбиции у нас есть в сегментах ручного электроинструмента и моек высокого давления.

По итогам 2023 года мы точно будем в топ-3 по динамике прироста, по прибыльности. Еще впереди большая часть декабря, а это ударный месяц по продаже зимнего ассортимента. Может быть, даже превзойдем собственные ожидания.

 

Рада Рожицкая, Greenworks

 

С помощью каких маркетинговых стратегий рассчитываете реализовать эти цели?

— Сразу скажу, что наши маркетинговые стратегии оказались столь успешными, что их начали копировать конкуренты.

Во-первых, мы первыми предложили рынку универсальные аккумуляторы для всего семейства устройств, то есть более 70 инструментов могут работать от одного аккумулятора. У нас есть 24-вольтовая и 40-вольтовая линейки для массового клиента. Полупрофессиональное оборудование представлено линейкой 60 вольт, а самая мощная техника для коммерческого использования — это Greenworks Commercial 82 вольт.

Во-вторых, ставка на фокусированное продвижение в условиях ограниченного маркетингового бюджета позволила за три с небольшим года превратить Greenworks в узнаваемый бренд А-класса. Например, мы одними из первых начали сотрудничать с «Триколором». Их огромная аудитория — преимущественно жители собственных домов в России и СНГ, а это наша целевая аудитория.

Кроме того, мы входим в необычные для нашего сегмента рынка проекты, которые дают мощный PR-эффект. Последние два года Greenworks — один из главных спонсоров международного ралли «Шелковый путь». В следующем году при нашем участии выходит документальный фильм, посвященный экспедиционной деятельности в Арктике. На проекте мы сотрудничаем с Русским географическим обществом, путешественником, фотографом и режиссером Леонидом Кругловым.

Также бренд активно участвует в разного рода специализированных фестивалях, связанных или с архитектурой, или с изготовлением скульптуры либо ледяных фигур.

Какая техника продается в России лучше всего?

— Есть традиционные локомотивы. В электроинструменте наибольшей популярностью у потребителя пользуются дрели, шуруповерты и перфораторы, в садовой технике — цепные пилы и триммеры.

В прошлом году был абсолютно неожиданный для рынка всплеск спроса на снегоуборщики, в том числе аккумуляторные. Также стали набирать популярность воздуходувы. Видимо, потребитель почувствовал фишку инструмента. И постепенно выходят на лидирующие позиции газонокосилки. Мы связываем это с развитием самой культуры ухода за газоном: россияне хотят уже, наверное, не плантацию картофеля или огород, а формируют свой небольшой садовый рай. Это транслируется в кратный рост продаж в этой категории.

На какие сегменты делаете ставку в будущем? Известно, что в основной линейке бренда есть даже малая самоходная техника.

— В развитии продуктового ряда компания продолжит делать стратегический упор на категорию высоковольтажного инструмента 60 и 82 вольт, в которой у Greenworks, по сути, нет конкурентов. Вместе с этим планируется вывод абсолютно новых для бренда продуктов на российский рынок.

В частности, в следующем году мы планируем запускать колесную технику. Это мини-тракторы и райдеры, которые не являются чем-то новым для российского потребителя, но они будут новым продуктом для нас. Из нетипичных для садовых производителей продуктов будут вездеходы с хозяйственным уклоном и электровелосипеды формата офф-роуд, которые станут работать от нашего универсального аккумулятора.

От самокатов мы отказались, потому что сегмент слишком высококонкурентный. Однако планируется достаточно серьезное расширение инструментальной линейки: ледобур, автомобильный домкрат, самоходная садовая тележка, аккумуляторный лодочный мотор, мойка-ведро. Это то, что компания первая предложила рынку, а сейчас начали копировать. Значит, идем в верном направлении.

Недавно появились новости о том, что компания участвует в реновации парка в городе Дно Псковской области. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте. Можно ли ждать, что он будет масштабирован на другие города или населенные пункты?

— Компания, выйдя на определенные обороты, может себе позволить и должна реализовывать социальные проекты. Для нас идея социальной ответственности бизнеса не пустой звук. В этом году мы запустили инициативу по благоустройству городских пространств в малых городах. Они, как правило, лишены тех финансовых возможностей, что есть у региональных центров и крупных промышленных агломераций. Нам кажется важным подчеркнуть уникальность и красоту этих мест, которые с развитием внутреннего туризма должны становиться более привлекательными. Это очень хорошо укладывается в философию Greenworks: сделай из пустыря цветущий сад.

При этом очень многое зависит от готовности местной администрации идти на партнерство с частным бизнесом. С городом Дно нам повезло — здесь мы проводим благоустройство центрального сквера. И это не просто посадка деревьев, а реализация продуманной концепции ландшафтного дизайна, для создания которого привлекаются ведущие специалисты.

В следующем году планируется масштабировать проект. Письма с предложением о сотрудничестве в рамках ГЧП мы отправили администрациям 15 городов. Думаю, что в следующем году от трех до шести проектов мы сможем сделать. Недавно прошли успешные переговоры с администрацией города Рыбинска Ярославской области.

 

Greenworks

 

Поделитесь, пожалуйста, вашим секретом формирования команды мечты.

— В конце 2018-го после контракта с головной компании в Европе я вернулась в пустой российский офис, потому что бывший генеральный директор со всей командой ушел к нашему прямому конкуренту. Предстояло собрать команду с нуля.

Если в 2019 году нас было 14 человек, сейчас уже около 50. И все они самодостаточные трудоголики, универсальные солдаты, которые за свой профессионализм получают достойное вознаграждение. Средний возраст сотрудников — 40+ лет. Есть несколько молодых ребят. Есть несколько зрелых профессионалов. Но всех объединяет порядочность, чувство юмора, настроенность на общий результат и понимание, что от каждого зависит очень многое.

Но процесс формирования команды всегда болезненный. Я люблю работать с людьми, которые более компетентны, чем я, умнее, чем я. С недалекими людьми взаимодействовать неприятно, потому что это ведет в конечном итоге к деградации бизнеса. Плюс мне важен драйв, заряженность человека на работу в компании.

Сталкивались ли вы с мнением, что занимаетесь не женским делом, учитывая специфику бизнеса?

— Мы все сначала люди и профессионалы, а потом мужчины и женщины. Да, среди наших конкурентов я единственная женщина-руководитель вообще: нет больше женщин-гендиректоров в нашем рыночном сегменте. Это мне не мешало, наоборот, отчасти помогало. Особенно в 2019 году, когда пришлось перезапускать бизнес после ухода предыдущей команды. Но опять же здесь, наверное, не столько пол имеет значение, сколько репутация.

Удается ли вам, на ваш взгляд, соблюдать Work-Life Balance?

— Удается, и это предмет моей гордости. Высший уровень менеджмента — когда все работает одинаково хорошо и с тобой, и без тебя. Если в 2019 году без меня ничего бы, наверное, не работало, то сегодня мое присутствие необязательно. Я даже в 2021-м ребенка родила. Так что у меня получается это делать.

Как предпочитаете восстанавливать силы?

— Я люблю читать. Это отличная перезагрузка для мозга.

Мое место силы — это природа. С удовольствием собираю грибы, путешествую. Это помогает быстро восстановиться.

Что бы вы могли посоветовать молодым женщинам, которые только начинают строить карьеру и чего-то боятся?

— Я всегда так задаю вопрос: вы нацелены на построение карьеры? Если это для вас приоритет (а для любого человека приоритет может быть не только в работе), нужно отдаваться тому, что ты делаешь, на 200%. Важно постоянно заниматься саморазвитием, повышением компетенций, заслуживать профессиональную репутацию. Это три кита успеха.