Top.Mail.Ru
архив

Прокатные ценности

За прошедший год в Москве открылось сразу полтора десятка контор, зарабатывающих на прокате автомобилей. Годовой оборот этого рынка приближается к отметке $40 млн. Автомобильный прокат в России превращается из побочного для дилеров бизнеса в самостоятельную и вполне состоятельную индустрию.

 

Автомобильный прокат «пошел в народ» три года назад: компания «Элекс-Полюс» (крупнейший на сегодня дилер АвтоВАЗа) начала сдавать в аренду отечественные автомобили. До этого момента прокат автомобилей был своего рода VIP-услугой. Ею пользовались в основном иностранцы, а автомобили сдавались в аренду с водителем.

«Ниша проката доступных отечественных автомобилей была никем не занята, – рассказывает генеральный директор «Элекс-Полюс прокат авто» Юрий Львов. – В столице тогда действовали всего два проката по демократичным ценам. У одной компании было три машины, у другой – около десяти. Соответственно, если бы вы позвонили в эти конторы, вас бы попросили подождать месяц-другой».

Проект «Элекс-Полюс» стартовал с десяти автомобилей. Сегодня их в компании более пятисот. По оценкам Львова, столичный парк прокатных машин (как отечественных, так и иномарок) насчитывает сегодня около 2000 единиц. Для сравнения, в Америке в прокатных конторах около 2 млн автомобилей. О масштабах деятельности российских и западных компаний, занимающихся прокатом машин, красноречиво говорят следующие цифры: в прошлом году американская компания Avis заключила контракт с корпорацией General Motors на поставку 500 000 (!) автомобилей. В парках же крупнейших российских компаний, занимающихся прокатом иномарок («Рольф-Прокат», Hertz, «Европкар-РУС»), насчитывается примерно по 200 машин.

На фоне транснациональных гигантов автомобильного проката российский рынок аренды автомобилей, мягко говоря, не впечатляет. Тем не менее у него есть одно неоспоримое достоинство – постоянный и весьма значительный рост.

В сентябре 2003 года компания «Рольф-Прокат» совместно с агентством «ИМА-Консалтинг» провела исследование рынка аренды автомобилей в Москве. История «Рольфа», входящего в тройку крупнейших в России автомобильных дилеров, началась в 1991 году именно с проката машин. Сегодня оборот этого холдинга составляет $500 млн в год. Как считают специалисты «Рольф-Проката», последние три года рынок аренды автомобилей ежегодно растет на 20 – 30%. Его ежемесячный оборот составляет, по разным оценкам, от $2 до $4 млн.

Участники рынка отказываются называть цифры, отражающие рентабельность прокатного бизнеса. Но, судя по числу и темпам открытия все новых и новых пунктов проката, игра стоит свеч. Московский рынок проката автомобилей далек от насыщения: летом и в выходные дни машину надо бронировать заранее. По оценкам экспертов «Рольфа» и «Элекс-Полюса», прокатный автомобиль эксплуатируется минимум 280 дней в году. Средняя стоимость одного дня проката отечественного автомобиля («вазовской» девятки) составляет $30. Таким образом, выручка с одного автомобиля в год составляет около $9 300. Расходы в первый год составляют порядка $8 700 (см. схему). На второй год прибыль с одного автомобиля может составить уже $6 000 (с учетом роста амортизационных расходов на автомобиль). Даже эти весьма и весьма приблизительные расчеты показывают, что прокатный бизнес может приносить неплохие доходы.

Несмотря на «эмбриональное» состояние российского рынка автомобильного проката, уже произошла его сегментация. Каждая из компаний делает ставку на определенную целевую аудиторию.

 

По национальному признаку

В последние два года бизнес по предоставлению в аренду автомобилей строго разделился: одни компании сдают в прокат машины отечественного производства, другие – специализируются исключительно на иномарках.

Прокатом отечественных автомобилей занимаются компании «Элекс-Полюс», «Инком-Лада» и около десятка мелких прокатных контор.

Прокат иномарок представлен несколькими группами компаний. Первая категория – российские фирмы, купившие франшизу у международных компаний: «Avis-Москва», Hertz Rent-a-car, «Ольга-Sixt». Вторая – прокатные компании, входящие в структуру крупных автомобильных дилеров: «Рольф-Прокат» и «Европкар-РУС» (является составной частью группы компаний «Гема»). Третья категория – независимые российские фирмы, длительное время работающие на отечественном рынке проката автомобилей: Global National, «Гринлайн», «Скарлет». Замыкают список малые российские прокатные компании, насчитывающие в парке несколько десятков автомобилей: «А.М. Рент», Delta rent-a-car и др.

В последние годы пункты проката автомобилей начали открываться при техцентрах зарубежных автопроизводителей, например «Автоцентр Skoda». Их основная функция – предоставление машин на время ремонта своего автомобиля. Особое место занимают компании типа «Лимузин-сервис», специализирующиеся на обслуживании торжественных мероприятий.

Среди фирм по прокату отечественных автомобилей пока один безусловный лидер – крупнейший официальный дилер ВАЗа компания «Элекс-Полюс». Ей принадлежит 80 – 85% рынка аренды отечественных автомобилей. В число лидеров рынка проката иномарок, по мнению большинства экспертов, входят «Рольф-Прокат», «Европкар-РУС» и Hertz, каждая из которых занимает, по разным оценкам, от 10% до 17% рынка.

Таким образом, первые позиции на рынке автомобильного проката занимают компании, являющиеся «дочками» крупных автомобильных дилеров (лишь Hertz не занимается продажей автомобилей). Преимущества этих фирм перед конкурентами очевидны: они получают автомобили от своих материнских компаний со значительными скидками, пользуются собственными базами по ремонту и обслуживанию автомобилей, их стоянки и офисы расположены на территории родственных дилерских центров. Впрочем, в «Рольф-Прокате» отметили, что они не пользуются подобными преференциями: фирма приобретает и ремонтирует автомобили на общих условиях, как крупный корпоративный клиент. Такова политика группы компаний «Рольф» в отношении любой компании.

Успех Hertz можно объяснить ее давним присутствием на российском рынке и популярностью брэнда: до сих пор ни одна из крупных мировых компаний по прокату автомобилей не обратила пристального внимания на российский рынок. Все известные брэнды пока ограничивают свою деятельность в России сдачей в аренду торговой марки.

 

Кому это надо?

Клиенты российских прокатных контор весьма специфичны. В отличие от европейских стран и Америки основные пользователи прокатных автомобилей – это не туристы и не бизнесмены. Как правило, машину на прокат берут москвичи или жители Подмосковья, временно оставшиеся без средства передвижения – их машина или в ремонте, или отдана жене на выходные, или они продали свой автомобиль и находятся в стадии поиска нового «железного друга». По словам Юрия Львова, более 85% клиентов его фирмы – это люди, проживающие в московском регионе. Именно поэтому руководство «Элекс-Полюс прокат авто» не видит смысла открывать свои офисы в аэропортах. Среди клиентов «иномарочных» прокатных контор процент иностранцев несколько больше, но и в этих компаниях доля клиентов-россиян за последние годы начала существенно расти.

По результатам исследования компании «Рольф-Прокат», «доморощенных» клиентов, пользующихся ее услугами, можно условно разделить на представителей среднего класса (чей доход составляет более $500 в месяц на одного члена семьи) и массовых потребителей – интерес к услуге проката сегодня проявляют люди, имеющие доход на члена семьи от $250 в месяц. Наличие последней категории свидетельствует о наметившейся тенденции к популяризации услуги проката автомобилей.

Крупные прокатные компании пока сосредоточились не на рекламе своих торговых марок, а на пропаганде самой услуги. «Людям пока не приходит в голову решать свои транспортные проблемы, обращаясь в прокатную контору – говорит Львов. – Поэтому в большей мере мы продвигаем саму услугу «прокат авто», а уже потом название фирмы «Элекс-Полюс». В какой-то степени в этом случае мы льем воду и на мельницу конкурентов. Но сегодня надо внедрить идею автомобильного проката в массы, поэтому такую политику мы на данном этапе считаем оправданной».

Стоимость аренды автомобиля в России значительно выше, чем, например в Германии или США. Если за $30 – 40 в Москве вы сможете взять на прокат лишь «вазовскую» девятку, то за эти же деньги в Германии вполне реально найти в прокатной конторе новый VWPolo. В США за те же деньги можно получить машину двумя классами выше. При этом ее прокатный пробег не будет ограничен, а за выезд в другую страну (штат) не придется доплачивать (у нас вояж даже в соседнюю область на прокатном автомобиле оплачивается дополнительно).

Впрочем, нецивилизованные ограничения, которые вводят российские прокатные конторы для своих клиентов, объясняются спецификой местного рынка. Так, одной из основных причин, тормозившей развитие бизнеса по прокату автомобилей, была криминогенная обстановка в стране. Сегодня, когда фирмы-арендодатели нашли возможность проверять клиентов по базе данных МВД, количество угонов и серьезных ДТП с участием прокатных машин снизилось на 50%.

Крупные конторы, несмотря на усилившуюся конкуренцию, пытаются совместно решать возникающие проблемы. Недавно была создана Ассоциация прокатных компаний. Ей предстоит бороться с угонами автомобилей (путем обмена информацией о недобросовестных клиентах), проводить совместные рекламно-информационные кампании. Планируется даже переадресовывать клиентов в другую контору в случае отсутствия у фирмы – участника Ассоциации автомобиля требуемой марки или класса. Так что усилия игроков рынка по «демократизации» услуги проката автомобиля постепенно приносят свои плоды. Придет время, и на прокатных машинах «наши люди» будут ездить даже «в булочную».

Еще по теме