«Прохладные» отношения

31.05.201500:00

В последнее время все чаще говорят о низкой производительности труда в России: она в 3,5 раза ниже, чем в США, и в 2–2,5 ниже, чем в Великобритании и Франции. Кроме того, россияне много отдыхают: только официальных выходных праздничных дней у нас 28 (за 2015 г.), не считая обычных выходных и отпусков. В рейтинге самых отдыхающих стран РФ занимает 6-ю позицию (по количеству официальных праздников). Хотя, к слову, в Германии официальный отпуск составляет 42 дня против наших 28. 

Скорее всего, дело не в том, как часто и как долго мы отдыхаем, а как качественно и эффективно мы трудимся. Во многих странах количество рабочих часов в неделю меньше, чем наши стандартные 40. Так, во Франции официальная рабочая неделя составляет 35 часов, в Германии – 30–40 часов, в Финляндии – 30–37,5 часа. Я вижу проблему нашей низкой продуктивности в «прохладном» отношении к труду. Может, мы просто привыкли к ресурсному подходу в бизнесе? И поэтому, чтобы улучшить результаты, ищем самый простой выход: увеличение количества рабочих часов и дней?

На мой взгляд, это все более походит на замкнутый круг. Поясню на примере. Среднестатистический офисный служащий работает в регионе за 10 000–15 000 руб. в месяц. И такой уровень зарплаты заставляет думать, скорее, о выживании, а не о производительности и качестве труда. Руководитель видит самый посредственный результат от такой работы и, чтобы увеличить эффективность всей организации, чаще всего открывает дополнительную вакансию с чуть меньшей зарплатой – ищет помощника такому сотруднику. И находит такую же неэффективную, но дешевую рабочую силу. Теперь в организации есть два «полузанятых», не мотивированных на развитие и повышение продуктивности специалиста. В итоге уровень безработицы, как и зарплат, снижается, а производительность по меньшей мере не растет. Низкая эффективность тянет за собой снижение зарплат, и так по кругу.

Хотя об этом много говорили и до меня, но в сентябре прошлого года Росстат сообщил о замедлении роста производительности труда в России. Сегодня руководство страны указывает еще и на то, что зарплаты росли слишком быстро, быстрее, чем результаты труда. Очевидно, что так больше продолжаться не может. «И теперь нам нужно сконцентрироваться именно на производительности труда. Но эта задача в полной мере не решается из вот этих кабинетов. Производительностью труда должны заниматься представители бизнеса... Потому что, если человек занимается бизнесом, он должен прежде всего навести порядок у себя на производстве», – так ответил премьер Дмитрий Медведев корреспонденту «Комсомольской правды» на вопрос о низкой производительности труда в РФ.

Я достаточно часто пишу на тему повышения продуктивности сотрудников и о контроле за их работой. Самое удивительное, это когда резко против контроля за работниками выступают сами руководители, аргументируя свою точку зрения демотивацией персонала. Может быть, теперь данные статистики их немного отрезвят.

Вот еще пример. Зарплата у работника достойная, но на что конкретно уходит его рабочее время, насколько эффективно оно расходуется, в ряде случаев остается на усмотрение самого работника. Каждый ли руководитель может похвастаться, что в его организации работают только предельно трудолюбивые и честные сотрудники? По крайней мере, наша статистика подтверждает, что это далеко не всегда так. В 2014 г. мы проанализировали рабочее время четырех крупных компаний и выяснили, что сотрудники тратят до 40% рабочего времени на личные цели (просмотр развлекательных и новостных ресурсов, общение в соцсети, онлайн-покупки и игры и пр.), 22% сотрудников регулярно опаздывают, а еще 23% уходят с работы раньше времени. Есть над чем задуматься.

Постоянно общаясь с клиентами (руководителями крупных предприятий), мы выявили еще одну проблему низкой эффективности труда: наличие в организациях высококлассных (и высокооплачиваемых) специалистов не является гарантией того, что их работа будет соответствовать ожиданиям. Нередко они, вынужденно или добровольно, занимаются непрофильными задачами: выполняют чужие служебные обязанности вместо своих. Я убежден, что уровень профессионализма, зарплаты и должности должен соответствовать обязанностям и ежедневным функциям сотрудника. Иначе говоря, высокооплачиваемый профессионал должен выполнять свою работу, а не перекладывать бумажки или делать работу низкоквалифицированного специалиста. Это напрямую связано с оптимизацией и повышением производительности. 

Как правильно заметил наш премьер-министр, повышение производительности начинается с действий на конкретных производствах. Я бы дополнил: с повышения культуры труда каждого сотрудника и его продуктивности. Руководство компании должно иметь объективные данные об эффективности труда как отдельных сотрудников, так и каждого отдела и организации в целом. Это позволит оперативно и точечно управлять бизнес-процессами и реально повышать производительность труда. Может быть, тогда мы будем не только отдыхать больше всех в мире, но и работать не хуже других.

 

Автор — Александр Бочкин, основатель системы контроля времени CrocoTime