Top.Mail.Ru
архив

"Проклятие гномов"

Экологические задачи ведут к буму сегмента малолитражек, которые должны наконец-то стать рентабельными благодаря новым концепциям.

Поначалу было весело. Тогда представители немецкого производителя малогабаритных автомобилей Smart и французской компании Renault встретились в Эльзасе с целью "межкультурного" обмена. Много катались на машинах, общались и даже вместе готовили еду, вспоминает Аннет Винклер, руководительница Smart, "дочки" штутгартского концерна Daimler.

Встреча преследовала большую цель: немецкий производитель престижных автомобилей и французский изготовитель продукции для широких масс намеревались когда-нибудь совместно создать малогабаритный автомобиль. Три года продолжалась бодрая раскачка. Смартовские маркетологи хотели, чтобы у будущей германо-французской "городской блохи" был задний привод, а инженеры Renault выступали против. Немцы считали обязательным наличие стабилизации при боковом ветре, а французы возражали. Менеджеры Smart были уверены, что новый мини-мобиль должен ездить на электричестве, а коллеги из Renault говорили éventuellement - "может быть".

Не раз швабским технарям приходилось идти на попятный. Ибо они хотели проектировать и производить новый двухместный Smart Fortwo и четырехместный Smart Forfour совместно с французами, которые, в свою очередь, намеревались использовать плоды сотрудничества для своего нового, но похожего Twingo. Все шло к тому, что отсутствие кооперации означало бы конец для даймлеровской малолитражки и для завода в эльзасском Амбахе.


Малыши для экологии

Но теперь, по словам Аннет Винклер, у Smart наметился "большой взрыв": 11 октября стартуют продажи третьего поколения городского автомобиля, длина которого всего лишь 2,69 м, по цене от 11 000 евро. Родственная модель Renault Twingo будет продаваться уже с 27 сентября, а цена базовой комплектации составит около 9000 евро. Других подробностей проект-менеджеры не разглашают, дабы информация раньше времени не стала достоянием конкурентов. Ведь в ближайший год борьба в сегменте мало- и микролитражек обещает быть самой ожесточенной за долгое время. Toyota, Mini, Suzuki, FIAT, Peugeot и Citroёn, а также Opel, Volkswagen и Ford выводят на рынок новые модели и их вариации.

Бум малолитражек - это следствие изменений в обществе и снижения готовности европейских покупателей тратить деньги на автомобили; в первую же очередь причины заключаются в новых жестких требованиях к предельным значениям выбросов CO2. К концу следующего года в Европе средний выброс по всем новым автомобилям каждого производителя не должен превышать 130 граммов углекислоты на каждый пройденный километр. В ином случае автоконцернам грозят изрядные денежные штрафы.

Для Daimler, BMW и Volkswagen это означает, что в перспективе продажа больших и мощных седанов и внедорожников должна компенсироваться достаточным количеством экономичных малолитражек, продаваемых этими же концернами. У Daimler эту роль выполняет Smart. У BMW экологический баланс призваны поддерживать Mini и электромобиль i3, а у концерна VW - "малыши" Audi A1, VW Up, Seat Mii и Škoda Citigo.

Экологические требования ставят повышенные задачи не только перед разработчиками низкоэмиссионных двигателей, но и перед руководителями финансовых служб концернов.

"Разработка малого автомобиля стоит столько же, сколько и большого, а нормы прибыли и выпускаемое количество существенно ниже", - констатирует Кристоф Штюрмер, шеф-аналитик франкфуртской PricewaterhouseCoopers Autofacts.

В последние пятнадцать лет штутгартская компания Daimler особенно болезненно ощущала это на себе из-за модели Smart. Хотя и было продано около 1,4 млн машин первого модельного ряда, производственная цель - 200 000 авто в год - была выполнена лишь на 54%, а продавать "малышей" приходилось в среднем всего за 9000 евро вместо запланированных 12 000 евро. Таким образом, по расчетам экспертов американского аналитического института Bernstein Research, Smart за все годы принес концерну убытки в размере около 3,35 млрд евро. По той же причине в прошлом году Smart был назван этими аналитиками "главным провалом" автоиндустрии за последнее время.

Теперь это должно измениться благодаря кооперации с Renault. Новый Smart "будет прибыльным начиная с самого первого автомобиля", обещает госпожа Винклер. "У нас есть мощный бизнес-кейс, который принесет нам существенные прибыли", - добавляет она.

Бизнес-кейс, то есть коммерческая модель, выглядит следующим образом: не только разработка, но и само производство новых Smart и Renault Twingo осуществляется совместно. Четырехдверная версия Smart сходит с конвейера вместе с Twingo на заводе Renault в словенском городе Ново Место, расположенном в 60 км к юго-востоку от Любляны, столицы страны. Кроме того, на этих моделях используется большое количество одних и тех же комплектующих. Малые 3-цилиндровые двигатели заднего расположения производит Renault, сиденья и вспомогательные системы приходят от Daimler, а коробки передач с двойным сцеплением поставляет один и тот же изготовитель.

У Smart и Twingo идентичны 60-70% всех комплектующих, поясняет Али Кассей, отвечающий в Renault за проекты по производству малолитражных автомобилей. Винклер, руководительница Smart, предпочитает подчеркнуть, что при этом около 90% всех частей, которые видит и которых касается водитель, являются "специфичными для данной модели". Но и она согласна с тем, что сегодня невозможно разрабатывать малые автомобили в одиночку. Выйти на производство более 200 000 "малюток" в год Daimler и Renault смогли лишь совместно.


Неоплатные одиночки

Маленькая машина - маленькая прибыль. До сих пор компания Renault пыталась избежать "проклятия гномов" путем переноса производства в страны с дешевой рабочей силой и ресайклинга старой техники. На этой стратегии основан успех Dacia, бюджетной модели Renault. Nissan также идет по тому же пути, выпуская бюджетную модель Datsun.

Однако разработка малолитражки с нуля требует гораздо большего: отточенной платформенной стратегии и выпуска не менее 200 000 автомобилей в год. Здесь работать в одиночку в состоянии позволить себе лишь концерн VW, который может распределить расходы на целый ряд моделей своего семейства New Small Family (NSF).

Прочим остается только заключать союзы с другими производителями. Например, у Toyota и французского концерна PSA (Peugeot и Citroёn) продолжит работу совместное предприятие TPCA, созданное еще в 2002 г.; оно будет выпускать малолитражки Toyota Aygo, Citroёn C1 и Peugeot 108 в чешском городе Колин. Технической основой по-прежнему остается базовая группа первого модельного поколения.

То, что представляет собой TPCA для PSA и Toyota или NSF для VW, у BMW называется UKL ("нижний класс") - платформенная стратегия для снижения себестоимости малых автомобилей. Стильный Mini, выпускаемый британской "дочкой" концерна, считается иконой данного сегмента, однако доходы с него до сих пор не соответствуют ожиданиям мюнхенской штаб-квартиры, даже несмотря на продажи свыше 300 000 авто в год. Поэтому в будущем для Mini станет использоваться переднеприводная платформа и двигатели новых моделей BMW - следующей 1-й серии и новой "двойки" Active Tourer.

Зато в ином отношении Mini уже много лет служит образцом для всей отрасли. Благодаря умелому маркетингу он позиционируется как продукт жизненного стиля, обладающий характером премиум-класса, и потому выступает в более высокой ценовой категории. Кроме того, желающие могут воспользоваться целым рядом дорогостоящих опций и адаптировать машину под собственные желания. Именно эта индивидуализация и позволяет вывести бизнес-модель на полную мощность. "Первые 10 000 евро приносят лишь 5-процентную операционную маржу, а далее норма прибыли становится двузначной", - говорит Кристоф Штюрмер.

Поэтому для привлечения клиентов Opel Adam, и без того притягивающий немало взоров на дороге, получит семь новых цветовых комбинаций и вариантов оформления кузова. Такой же стратегии придерживаются производители новых FIAT 500, Ford Fiesta и Toyota Aygo.

Toyota даже предлагает покупателям возможность за небольшие деньги менять элементы кузова и оформления автомобиля через какое-то время после приобретения. Изначально эта идея опробовалась еще на Smart первого поколения, однако там от нее отказались - слишком большие расходы, а доходов недостаточно.


Еще по теме