Top.Mail.Ru
архив

Пролет конкурента

РАЗЛИЧНЫЕ участники рынка пассажирских перевозок постоянно обвиняют «Аэрофлот» в демпинге и сетуют на неравные условия для разных авиакомпаний, создающиеся от планово-убыточных полетов крупнейшей российской авиакомпании. Компания «Трансаэро» решила перейти от слов к делу и затеяла судебное разбирательство с целью взыскать с «Аэрофлота» $30 млн. Так в «Трансаэро» оценили ущерб, нанесенный политикой «Аэрофлота» за последние несколько лет. Момент для антидемпингового разбирательства выбран не совсем удачно: не так давно первый заместитель гендиректора «Аэрофлота» по финансовым вопросам Александр Зурабов провозгласил курс на повышение уровня тарифов и пообещал, что авиакомпания постепенно переориентируется на бизнес-пассажиров, то есть ни о каком демпинге в будущем и речи быть не может. На первый взгляд может показаться, что акция «Трансаэро» направлена не столько на прекращение порочной практики (коль скоро «Аэрофлот» сам собирается от нее отказываться) сколько на получение компенсации за прошлое. Однако в этой истории есть и подтекст: сознательное и систематическое занижение цен на рейсах «Аэрофлота» стало возможным благодаря особым условиям и льготам, которыми пользуется крупнейший российский авиаперевозчик. Речь идет о различных компенсационных выплатах иностранных компаний – в частности, за пролет авиасудов над нашей территорией. Еще с советских времен так повелось, что «Аэрофлот» сам получает так называемые роялти, которые по логике вещей должны были бы поступать в федеральный бюджет. И если в прежние годы, когда «Аэрофлот» был единственным и неповторимым государственным перевозчиком, такое положение дел казалось вполне логичным и объяснимым, то сейчас это представляется по меньшей мере странным и несправедливым. Многие перевозчики давно уже высказывают недовольство тем, что десятки миллионов долларов за использование воздушного пространства ежегодно получает одна-единственная компания, а не вся российская гражданская авиация или собственно государство. В условиях почти катастрофического износа летательных аппаратов эти средства очень пригодились бы, к примеру, на обновление парка. Этот вопрос уже даже обсуждался на правительственном уровне, но «Аэрофлот» пока делиться не собирается. Затевая антидемпинговое разбирательство, «Трансаэро», вероятно, надеется поднять и вопрос об аэрофлотовских льготах. Компания декларирует, что ратует за равные условия для всех участников рынка и отстаивает интересы всей авиационной отрасли. Однако «Трансаэро» имеет в этом вопросе и свой собственный интерес: авиакомпания недавно заключила с тайваньскими авиаперевозчиками соглашение подобное давним аэрофлотовским договоренностям и, по-видимому, надеется на большее. Если удастся спровоцировать пересмотр соглашений, заключенных еще во времена Советского Союза, «Трансаэро» окажется одним из первых кандидатов на новые контракты. Стоит отметить, что «Трансаэро» активно атакует конкурента на фоне резкого обострения отношений между двумя авиакомпаниями. «Трансаэро» объявила об уходе с 24 апреля из «Шереметьева», являющегося базовым аэропортом «Аэрофлота», в «Домодедово». Вслед за этим Топливно-заправочная компания аэропорта «Шереметьево», на 31% принадлежащая «Аэрофлоту», отказала самолетам «Трансаэро» в обслуживании якобы за долги. Оставшееся до окончательного перехода время самолетам «Трансаэро» придется заправляться в других портах. А «Аэрофлоту», возможно, придется отвечать за нарушение правил свободной конкуренции на рынке.

Еще по теме