Промахнуться по классу: чем грозит застройщику неправильно указанный класс ЖК

16.12.202414:44

В ходе масштабного исследования специалисты первой в России сертификации качества новостроек Urban Grade выяснили, что только 5% жилых проектов бизнес-класса в стране соответствуют заявленным для данного сегмента стандартам качества. Неправильная маркировка класса жилья и ее завышение вводит в заблуждение потребителей, однако застройщики повсеместно используют это как маркетинговый инструмент. Ольга Хасанова, CEO и учредитель проектов Urban рассказала, почему подобный ход далеко не безобиден для самих девелоперов, и какие последствия их ожидают.

1. Снижение спроса и уход аудитории к конкурентам

Согласно опросу мнений Urban Grade, 82% покупателей обращают внимание на класс жилья при выборе квартиры в новостройке, однако каждый второй считает, что застройщик неверно указал класс реализуемого жилого комплекса. Потенциальные потребителя ожидают в зависимости от обозначенного девелопером класса проекта определенный набор качественных характеристик, поэтому если он указан неверно, и люди не обнаруживают необходимый уровень качества, то просто отказываются от покупки и рассматривают конкурентные предложения.

По данным Urban Grade, порядка 86% покупателей откажутся от приобретения квартиры, если ее цена не соответствует заявленному классу. Потребители понимают, что от класса жилья зависит и стоимость предложения, поэтому переплачивать за «одно название» не хочется никому.

Однако до появления единой и понятной классификации жилья от Urban Grade людям было довольно сложно самостоятельно разобраться в классах жилья и их качественных характеристиках, чем часть застройщиков и пользовалась. И даже покупка новостройки на финальной стадии строительства зачастую не может уберечь покупателей от того, что заявленный высокий класс, описание и рендеры будущего жилого комплекса могут сильно отличаться от конечного результата.

2. Низкая лояльность покупателей и сомнительная репутация

К сожалению, гораздо чаще люди обнаруживают несоответствие обозначенного класса жилья его качеству уже на этапе эксплуатации квартиры. Независимо от сегмента жителей может ожидать множество неприятных «сюрпризов»: перебои в работе инженерных систем, более низкое качество отделки в квартире и мест общего пользования, чем было заявлено, невыполненные обязательства по благоустройству и инфраструктурному наполнению ЖК. В итоге, например, вместо обещанного премиального города-сада с ландшафтным парком и коммерцией соответствующего уровня, люди получают совсем другой продукт.

Казалось бы, раз сделка уже совершена и застройщик передал объект покупателю, то ему уже ничего не грозит, однако это заблуждение. Во-первых, если обнаруживается несоответствие каких-то пунктов, обозначенных в договоре долевого участия, то девелопер обязан возместить дольщику затраты на устранение неполадок или устранить их своими силами.

Во-вторых, недовольство резидентов имеет долгосрочные последствия для репутации компании. Негативные отзывы в Интернете о проектах, нелестные комментарии экспертов и блогерские обзоры, статьи в СМИ с разоблачением — все это снижает уровень доверия потребителей к бренду, и как следствие, спрос.

Так, согласовано презентованному на ПМЭФ-2024 исследованию медийного агентства United Partners, 61% покупателей учитывает репутацию застройщика при поиске квартиры, а 13% и вовсе начинают его непосредственно с конкретного бренда.

Таким образом, «хитрый» маркетинговый ход с завышением класса проекта может стоить застройщику репутации, новых сделок и даже прибыли.

3. Нецелевое расходование маркетингового бюджета

Позиционирование объекта, в том числе в определенном классе, влечет за собой работу с определенной целевой аудиторией, ведь у каждого ценового сегмента есть свои потребители с определенным набором характеристик. Если застройщик сам «обманывается» касательно класса своего проекта, то его маркетинговый бюджет будет нацелен не на ту аудиторию, а рекламные сообщения просто не дойдут до настоящих потенциальных покупателей. Это приводит к нецелевому расходованию маркетингового бюджета, низкой эффективности продвижения и инструментов продаж и в конечном счете — к меньшему числу сделок, чем ожидается.

4. Слабый уровень доверия профессионального сообщества к бренду и его проектам

Для профессионалов, в отличие от обычных потребителей, несоответствие продукта заявленному классу сразу очевидно и ведет к слабому уровню доверия и признания такой девелоперской компании в экспертном сообществе. Если для застройщика такая практика становиться систематической, ему можно забыть о признании со стороны профессионалов. Например, в рамках премии Urban Awards все номинанты проходят строгую проверку на соответствие своих качественных характеристик классу, а потом несколько этапов отбора жюри, где досконально изучаются параметры объектов.

Резюме

На первый взгляд кажется, что неправильно обозначенный класс жилья наносит ущерб только покупателям, как вполне ощутимый и материальный, так и из-за несоответствия ожиданий реальности, однако для застройщика последствия такого маркетингового хода могут оказаться еще более плачевными.

Команда Urban Grade разработала классификацию жилья, чтобы повышать уровень грамотности покупателей, и первую в России сертификацию потребительских качеств новостроек. Она учитывает свыше 300 параметров и помогает избежать просчетов в проектировании и позиционировании ЖК, а в будущем — проблем с продажами и эксплуатацией.