Промышленная революция в России: чего ждать от модернизации заводам и предприятиям

Интерес к модернизации производства растет благодаря поддержке со стороны государства и наличию отечественных ИТ-инструментов. Александр Гаврилов, директор по развитию продукта «Яндекс Магистрали», рассказал, как будет меняться производство в России и какие технологии в этом помогут.
Как растет промышленность в России
По состоянию на конец 2024 года российская промышленность продемонстрировала рост по сравнению с предыдущим годом. По данным Росстата, объем промышленного производства в России в январе-ноябре 2024 года вырос на 4,3%. Это один из самых высоких результатов за последние 10 лет, уступающий только постковидному 2021 году, когда экономика начала стремительно восстанавливаться после временных ограничений.
Если говорить о разбивке по отраслям, то добыча полезных ископаемых снизилась на 1,3%, однако при этом нарастили объемы выпуска продукции обрабатывающие производства (на 7,2%), вырос и энергетический сектор (на 1,2%).
Наибольший рост (свыше 10%) в 2024 году показали:
выпуск компьютеров, электронных и оптических изделий (+33,3%);
производство прочих транспортных средств и оборудования, включая авиа- и судостроение (+31,8%);
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (+28%);
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (+17,5%);
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях и ветеринарии (+14,1 %).
Незначительное снижение продемонстрировали: производство табачных изделий (- 3,5%); производство кокса и нефтепродуктов (- 2,4%); производство кожи и изделий из кожи (- 1,9%); металлургическое производство (- 1,2%).
При этом ранее правительство РФ и Центробанк давали иные макроэкономические прогнозы на 2024 год: ожидалось замедление инвестиций, сокращение объёмов производства и снижения темпов роста ВВП. А в реальности наблюдалось противоположное: рост инвестиций, увеличение объёмов промышленного производства и ускорение роста ВВП.
Что касается текущего года, то в конце 2024 года министр экономического развития РФ Максим Решетников представил прогноз социально-экономического развития РФ до 2027 года, согласно которому промышленное производство в 2025-2027 гг. будет расти в среднем на 2,3% в год, а основным драйвером станет обрабатывающая отрасль.
Дальнейший успех промышленности без модернизации невозможен
Чтобы сохранить взятый темп, российской промышленности необходима цифровая трансформация: это уже не дань моде, а требование времени. Она предполагает внедрение технологий (интернета вещей, искусственного интеллекта, автоматизации производства и других) в промышленную сферу. Это позволяет оптимизировать производственные процессы и повысить эффективность и конкурентоспособность предприятий.
В России первые шаги по цифровизации экономики были сделаны ещё в 2008 году, когда в нашу жизнь массово вошёл широкополосный интернет. Но уверенный курс был взят лишь почти 10 лет спустя — в 2017 году. Именно тогда на федеральном уровне была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
«Конфигурация глобальных рынков претерпевает значительные изменения под действием цифровизации. Данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет», — сказано в документе.
Программа стала первой ласточкой, после чего в данном направлении последовало множество решений и инициатив. В частности, с 2019 по 2024 год в РФ действовал нацпроект «Цифровая экономика», а 1 января 2025 года ему на смену пришёл нацпроект «Экономика данных».
Новый нацпроект, новые задачи
Проект «Экономика данных» направлен на цифровизацию отраслей экономики и социальной сферы, достижение технологического суверенитета и лидерства. Новые цифровые сервисы делают жизнь россиян легче и удобнее, а меры по борьбе с кибермошенничеством — безопаснее. Ведётся активная подготовка IT-специалистов, развиваются квантовые технологии и искусственный интеллект.
31 января 2025 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин презентовал новый нацпроект на международном цифровом форуме Digital Almaty 2025 в Казахстане.
«Задача — поддержать инвестиции в российские ИТ-решения на уровне как минимум вдвое выше роста экономики. В дальнейшем будем стимулировать производство и внедрение передовых разработок. Принимать меры для увеличения спроса на отечественные программные решения. Через пять лет на них должны будут перейти 80% российских предприятий. Такие задачи мы поставили», — заявил он в своём выступлении.
При этом стоит отметить, что иностранные разработчики ПО грозились уйти с российского рынка ещё в 2015 году, после изменения законодательства в сфере госзакупок. После этого, в 2016 году, в России был утвержден план перехода на российское ПО. Началось использование российского программного обеспечения государственными структурами.
По информации Михаила Мишустина, в мае 2024 года Россия достигла 50 % импортозамещения в области основных программных продуктов. А с этого года госорганам и компаниям-субъектам критической информационной инфраструктуры для обеспечения кибербезопасности полностью запрещается использовать зарубежное ПО.
Примечательно, что, если на заре модернизации упор делался на оцифровку государственного управления и социальной сферы, то сейчас российские власти впервые поставили задачу перевода на цифровые рельсы именно бизнеса.
Изменение управленческого подхода + отечественное ПО
Цифровая трансформация бизнеса начинается тогда, когда собственник решает изменить подход к организации деятельности компании, задумывается о необходимости внедрения новых бизнес-моделей. За счёт технологий предприятие начинает получать дополнительную прибыль. При этом модернизация производства — это не только использование ИТ-продуктов, она подразумевает полный пересмотр бизнес-модели предприятия и внедрение новых подходов к управлению и организации труда.
Между тем, эксперты отмечают, что российский бизнес пока не спешит переформатироваться. Причин противодействия цифровизации несколько. Это и страх перед новым неизвестным форматом работы, и отсутствие необходимых компетенций у персонала, и боязнь растерять из-за автоматизации рабочие места, и опасения, что потребуются серьезные финансовые затраты.
А с введением санкций в России встала и проблема нехватки программного обеспечения: значительная часть иностранного ПО стала для россиян недоступной, а российский рынок не смог сразу предложить альтернативу в необходимом качестве и количестве. Именно поэтому новый нацпроект делает упор не только на процесс цифровизации разных сфер жизни как таковой, но и на подготовку ИТ-специалистов и разработку отечественных ИТ-решений.
На сегодняшний день по цифровизации производства в России лидируют машиностроение, металлургия, химическая промышленность и энергетика. Среди отстающих — текстильная промышленность и сельское хозяйство, в том числе рыбохозяйственный комплекс, где до 70% компаний избегают электронного документооборота.
Эксперты прогнозируют, что с этого года Минцифры начнёт строго следить за процессом модернизации бизнеса. Вероятно, поначалу это будет разъяснительная работа на предмет того, зачем это нужно и почему необходимо переходить на отечественное ПО. Но по мере приближения к 2030 году, когда нужно будет продемонстрировать достижение целевых показателей, меры будут ужесточаться, вплоть до штрафов.
Что касается самого бизнеса, то специалисты предполагают: чем больше будет положительных примеров модернизации производства с помощью российских технологий, тем быстрее предприятия будут решаться на трансформацию. А в консервативно настроенных регионах может и вовсе произойти технологический скачок, что положительно скажется на экономике всей страны.
Еще по теме

