Top.Mail.Ru
бизнес

Промышленники вступились за частный бизнес

Фото: ЧЭМК Фото: ЧЭМК

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) отправил президенту предложения по законодательному урегулированию пересмотра приватизационных сделок. Поправки направлены на защиту «добросовестных собственников», сказал глава союза Александр Шохин.   

РСПП призвал внести изменения в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» и прописать в нем порядок пересмотра приватизационных сделок. В частности, союз предлагает двустороннюю реституцию, которая позволит государству обратить в казну ту или иную собственность, но при этом компенсировать инвесторам рыночную стоимость активов.

Компенсацию предлагается ввести за счет средств от повторной продажи возвращенного государству актива. «Можно эту компенсацию собственнику делать отсроченную: только после того, как будет получен доход от продажи этого имущества в рамках приватизационной сделки», — считает Шохин.

Кроме того, предлагается ввести пресекательный срок. По словам Шохина, срок исковой давности в отношении нарушенных экономических прав будет составлять в таком случае десять лет. Поскольку закон был введен в 2013 году, значит, он должен затрагивать все сделки, десятилетний срок давности по которым истек в сентябре 2023-го, отметил Шохин.

Глава РСПП добавил, что в законе стоит прописать четкие критерии добросовестности покупателя. Это важно, поскольку он может не знать о нарушениях, которые сопровождали сделку. Он также подчеркнул, что часто решение о приватизации принимает ненадлежащий орган власти — например, региональный вместо федерального.

По мнению Шохина, поправки позволят отделить добросовестных покупателей активов и участников сделок со стратегическими объектами от нарушителей. «И тогда у нас, может быть, немного снизится энтузиазм у соответствующих органов по изъятию активов в казну, потому что надо будет взвешивать последствия, в том числе финансовые», — заключил глава РСПП. 

Иски к промышленникам

Союз промышленников обеспокоился проблемой деприватизации бизнеса на фоне новостей об участившемся пересмотре сделок, проведенных десятки лет назад. Так, с 2022 года были национализированы Соликамский магниевый завод, Климовский патронный завод, акции «Метафракс Кемикалс», а также активы Челябинского электрометаллургического комбината и другие.

26 февраля суд удовлетворил иск Генпрокуратуры о передаче заводов ЧЭМК государству. В нем утверждалось, что проведенная в 1990-х годах приватизация активов группы была незаконной. Также прокуратура подчеркивала, что заводы группы — крупнейшие в России производители ферросплавов (на них приходится 90% производимой в стране продукции). Однако некоторые ее активы, «представляющие стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности страны», находятся под контролем резидентов недружественных государств.

Речь шла о канадско-швейцарской компании RFA International, которая была трейдером ЧЭМК. Сам холдинг ЧЭМК принадлежит АО «Компания "Эталон"» Юрия и Людмилы Антиповых. По версии прокуратуры, продукция российской группы «в ущерб национальным интересам по заниженной стоимости вывозится в США, Францию и Великобританию». 

Претензии к ЧЭМК также были связаны с вредными выбросами. 16 февраля президент Владимир Путин во время встречи с губернатором Челябинской области Алексеем Текслером поручил вынести мощности комбината за пределы Челябинска. Позднее Текслер сообщил, что электродное производство ЧЭМК закроется к 1 марта.

Помимо ферросплавных заводов в Челябинске, Серове и Новокузнецке, в группу ЧЭМК входят Катав-Ивановский литейный завод, а также «Метагломерат» (занимается добычей и обогащением железной руды). По словам гендиректора холдинга Павла Ходоровского, по итогам 2023 года предприятия группы отгрузили российским металлургам около 550 тысяч тонн ферросплавов. 

«Деприватизации не будет»

В сентябре 2023 года во время выступления на Восточном экономическом форуме Владимир Путин говорил, что деприватизации в стране не намечается, а действия правоохранительных органов по отношению к каким-то конкретным компаниям не означают, что правительство взяло курс на национализацию. «Деприватизации не будет, это я вам могу точно сказать», — подчеркивал президент.

При этом член правления РСПП Игорь Юргенс считает, что ситуация может развернуться в любую сторону, если власти посчитают такой механизм эффективным. Такжее есть риски, что деприватизация может затронуть и другие сферы, включая энергетическую. «Всегда есть возможность смягчить удар, но он от этого не перестает быть ударом. Если маховик запущен, то только от политической воли государства или общества зависит возможность его остановить незамедлительно», — сказал он.