Top.Mail.Ru
$ 58.25
£ 62.69
¥ 40.27
 58.60
 8.10
Нефть WTI 78.65
GOLD 1641.59
РТС 1055.31
DJIA 29590.41
NASDAQ 10867.93
BTC/USD 18906.00
бизнес

Промышленный туризм — не утопия

Фото: пресс-служба ТМК Фото: пресс-служба ТМК

Промышленный туризм уверенно входит в моду. И в нашей стране тон в нем задает Урал — в отпускном календаре «промышленных туристов» уже значатся биеннале у доменной печи XIX века и тур по действующим цехам современного трубопрокатного комплекса. Зачем и как промышленные корпорации превращают производственные мощности в культурные артефакты, привлекающие людей со всей страны и даже из-за рубежа?

Музейный комплекс в городе Полевском расположен в часе езды от Екатеринбурга. На берегу Северушки — притока Чусовой, на площадке Северского трубного завода (СТЗ), входящего в Трубную Металлургическую Компанию (ТМК), сохранены производственные цеха второй половины XIX — начала XX века. Место настолько аутентично, что режиссеры любят снимать здесь фильмы — Северская домна «снималась» и в фильме Ярополка Лапшина «Демидовы», и в картине Юрия Мороза «Угрюм-река».

Музейный комплекс был открыт в 2009 году по решению ТМК. Сегодня корпоративный музей, принимавший преимущественно бизнес-делегации, открывается миру.

«Создавая этот музей в 2009 году, мы ставили перед собой цель сохранить и сделать доступным для каждого историю металлургии. Реконструкция расширила возможности музейного комплекса, который станет частью нового туристического маршрута „Металлургия сквозь века — от кричного молота до цифрового завода“, сочетающего в себе действующие цеха и исторические пространства СТЗ. Мы рассчитываем, что объект станет точкой притяжения в рамках развития промышленного туризма в России», — отмечает генеральный директор ТМК Игорь Корытько.

По словам управляющего директора СТЗ Дмитрия Маркова, реконструкция второй очереди музейного комплекса была приурочена к 350‑летию со дня рождения Петра I. Проект был масштабным и сложным — работы длились два года. Перед архитекторами поставили задачу создать новое многофункциональное пространство с современным мультимедийным оборудованием и при этом сохранить первозданный облик здания — кирпичную кладку XIX века, опорные фермы кровли и клепаные балки.

Первым культурным мероприятием в обновленной домне стала выставка «Коммуникационная труба», представляющая более 50 живописных и графических работ из коллекции галереи «Синара Арт».

Год от года «Северская домна» привлекает все больше гостей. Если в 2009 году музейный комплекс посетили около двух тысяч человек, то в 2017‑м показатель достиг 13 тыс. человек, три тысячи из которых побывали в музее в Полевском только за одну ночь — во время проведения акции «Ночь музеев».

В 2021 году Северский трубный завод превратился в арт-резиденцию Уральской индустриальной биеннале — крупнейшего в России международного проекта в сфере современного искусства.

Заводы ТМК можно считать одними из первопроходцев промышленного туризма в России. На ТАГМЕТе экскурсии проводятся с момента основания, с 1896 года.

Памятник технологиям и человеку

Северский железоделательный завод выдал первую продукцию в 1739 году. В 1860 году здесь по образцу германских печей возвели домну производительностью 10 т чугуна в сутки. В 1898 году она была реконструирована и в этом виде дошла до нас. Само здание, напоминающее храм, — из красного кирпича с куполом, на вершине которого расположена металлическая цапля, — сохранилось с 1859 года.

В 1934 году печь была остановлена: началась новая технологическая эра, но снести Северскую домну не решились, а превратили ее в памятник. В 1974 году она получила статус памятника промышленной архитектуры республиканского значения, а в 1990‑е — федерального.

После вхождения Северского трубного завода в состав ТМК было принято решение создать в Полевском музейный комплекс.

Сегодня комплекс «Северская домна» занимает более 8 тыс. м2. Он включает единственную на Урале доменную печь середины XIX века высокой степени сохранности, дающую представление о процессе выплавки чугуна 200 лет назад. В здании кричной фабрики 1842 года, где проведена масштабная реконструкция, теперь разместились новое выставочное пространство и исторические экспозиции, где вы можете увидеть маховое колесо весом 32 т, наковальню шеститонного парового молота и многое другое. На территории комплекса — часовня, полностью изготовленная из металла, механизмы металлургического производства и пригнанный когда-то на переплавку паровоз, избежавший печальной участи и бережно восстановленный сотрудниками завода.

В 2014 году, когда Северский завод отмечал 275‑летие, на площадке музейного комплекса появился памятник рабочим рукавицам. Есть байка, что желание того, кто надел рукавицы, непременно исполнится. Так ли это, стоит спросить у многих тысяч туристов, в том числе политиков и руководителей крупнейших компаний, которые «примеряли» рукавицы во время посещения завода.

прочитать весь текст

На Волжском трубном заводе разработано сразу несколько тематических маршрутов, например обзорный «От проходной до пультовой», экологический «Зеленый фургон». В рамках туров посетители имеют возможность увидеть процесс производства сварных и горячекатаных труб, побывать в мультимедийном зале для проведения инструктажа STEEL SAFETY ROOM и современном экоцентре ECO HOUSE ТМК. Разработчиками туров и экскурсоводами выступают сами работники завода, а в помощь им разработана цифровая программа сопровождения экскурсий.

ПромтуризмФото: пресс-служба ТМК

На Синарском трубном заводе на участке TubeHiTech, аналогов которому нет в мире, установлены полноразмерные образцы трубной продукции из самых разных частей света с подробным описанием — более 150 экспонатов.

Еще одна точка притяжения среди заводов ТМК — Первоуральский новотрубный завод. Только за 2021 год на предприятии побывали 98 делегаций, в том числе из-за рубежа. Наибольшей популярностью у туристов пользуются электросталеплавильный цех «Железный Озон 32» и Финишный центр по производству труб нефтяного сортамента.

На ЧТПЗ запуск «Высоты 239», где производят трубы большого диаметра, ознаменовал новую эру промышленного туризма. За 11 лет существования цеха интерес к необычной промплощадке в Челябинске не угас — она входит в обязательную программу посещения и у первых лиц, и у звезд культуры. На экскурсию по цеху может записаться любой желающий.

В 2021 году ЧТПЗ вошел в федеральный проект по развитию промышленного туризма на Южном Урале, в котором металлурги будут делиться накопленным опытом с другими предприятиями и смогут содействовать экономическому развитию региона.

Заводы в Полевском и Первоуральске прошли сертификацию Акселерационной программы по развитию промышленного туризма от Агентства стратегических инициатив. Как рассказал «Компании» председатель АНО «Агентство бизнес коммуникаций», инициатор проекта «Промышленный туризм РФ» Сергей Рыжов, до 2014 года примеры, когда промышленные предприятия открывались для туристов, были единичными.

«Постепенно, со стартом масштабной модернизации, все больше российских бизнес-игроков стали интересоваться этим направлением, но многие даже не знали, с чего начинать», — вспоминает Сергей Рыжов.

По его словам, на текущий момент более 30 регионов и около 250 предприятий прошли программу акселерации и создают свои продукты на базе как промышленных гигантов, так и совсем небольших ремесленных производств.

По статистике, больше всего участников программы — 26 % — из пищевой промышленности. На втором месте с показателем 12 % находится машиностроение, на третьем (11 %) — легпром.

«От 5 % до 7 % суммарно дают энергетика, добывающая промышленность и металлургия. По зрелищности и масштабности те же трубные заводы — одни из самых интересных объектов, но и организация туров на них требует более тщательной подготовки с точки зрения безопасности, контентного наполнения и инвестиций, которые соразмерны производству», — подчеркивает Сергей Рыжов.

Если для кондитерских производств или пивных заводов доход от промышленного туризма сопоставим, а порой и выше, чем от реализации продуктов, то для металлургических гигантов это прямые затраты. Впрочем, и задачи у бизнеса другие: это эффективные инструменты PR, HR и GR. При этом, по словам Рыжова, глубина бронирований экскурсий на предприятиях достаточно высокая — 2– месяца. Востребованность растет как на местном уровне, так и на межрегиональном, в первую очередь как темы студенческих, школьных и корпоративных путешествий.

«Пока доля промышленного туризма в общем объеме туррынка не превышает 1 %, — замечает президент Уральской ассоциации туризма, секретарь Совета по развитию промышленного туризма РФ Михаил Мальцев. — Оптимисты считают, что мы можем довести эту долю до 4 %».

При этом он призывает не оценивать это направление исключительно «в людях» или «в денежном потоке»: показатели все равно будут скромными.

ПромтуризмФото: пресс-служба ТМК

«Промтуризм серьезно выходит за рамки привычного туризма: он ориентирован не на пополнение продуктовой линейки туристических компаний, а на задачи иного масштаба: просвещения, профориентации, формирования культуры труда и популяризации науки… С этой точки зрения вклад промтуризма в национальную экономику выглядит совершенно по-иному», — уверен Михаил Мальцев.

Лидирующая роль в развитии этого направления, по словам Мальцева, отводится уральскому макрорегиону: неслучайно именно в Екатеринбурге семь лет назад был учрежден национальный совет по развитию промышленного туризма. В него вошли сразу девять регионов, крупные корпорации и вузы.

«Здесь есть уникальное промышленное наследие, в которое наши компании пытаются вдохнуть новую жизнь. Причем параллельно приходится решать массу задач, чтобы прошлое эстетически вписалось в современность, идеологически соответствовало курсу бизнеса, чтобы экономически это было целесообразно», — подчеркивает Михаил Мальцев.

Ключевым фактором для развития промтуризма, считает Мальцев, становится личная заинтересованность руководителей компании. Экологическая и технологическая модернизация зачастую приводит к утрате уникальных промышленных объектов. Чтобы сохранить их и превратить в современное арт-пространство, нужны деньги и желание собственников. И то и другое, к счастью, у них есть.

Сами промышленники отмечают, что появление их предприятий на туристической карте позволяет решить комплексную задачу. «До сих пор существует достаточно много клише о металлургических предприятиях и самой профессии металлурга. Все это заблуждения, доставшиеся в наследство от предыдущих поколений, навеянные устаревшими технологиями или попросту развалом промышленности в известный период нашей истории. Сегодня металлургический завод — это современная цифровая фабрика, где растят профессионалов, производят высокотехнологичную продукцию и помнят свои истоки. Это пространство для развития, где укрепляются такие ценности, как постоянный личностный рост, повышение компетенций, уважение к труду, командный дух и уважение к профессии. Это мы и показываем во время визитов на предприятие. Это наш вклад в формирование особого самосознания у металлургов, повышение престижа отрасли и укрепление наших позиций в промышленности в целом», — говорит Дмитрий Марков.

Еще по теме