Top.Mail.Ru
архив

Прописка для вагонов

В течение всего марта вагоны, принадлежащие независимым операторам грузоперевозок, будут перемещаться по железным дорогам без ограничений, обычно накладываемых «Инструкцией о порядке выпуска и курсирования по железнодорожным путям подвижного состава». Другими словами, независимым владельцам грузовых составов не придется заранее согласовывать с АО «РЖД» маршрут передвижения их вагонов. Целый месяц они смогут на ходу менять маршруты, или, как говорят железнодорожники, «полигоны курсирования». Однако уже с 1 апреля ни один вагон не выйдет на маршрут без должного оформления.

         Инструкция определяла принципы передвижения вагонов на протяжении более 13 лет. Она была утверждена МПС еще в 1992 году.

            В «РЖД» признают, что «большинство положений Инструкции «морально» устарело и не соответствует требованиям по организации перевозок грузов в условиях реформирования». Тем не менее в отсутствие других нормативных актов нужно было выполнять действующие правила. С 15 февраля 2006 года компания «Российские железные дороги» установила ряд непосредственно вытекающих из Инструкции требований, касающихся курсирования вагонов. Ничего сверхъестественного в этих требованиях не содержалось. От собственников и арендаторов подвижного состава требовалось пройти таможенную очистку вагонов иностранного происхождения, а также зарегистрировать станцию приписки и полигон курсирования. Собственники вагонов были уведомлены об этом 3 февраля.

            Те компании, которые и раньше работали с соблюдением Инструкции, введения новых требований не заметили. Однако некоторые операторы, привыкшие работать на пространствах России в режиме «железнодорожного такси» – по вызову, и к тому же использующие вагоны из стран СНГ, которые не прошли таможенной очистки, оказались в сложном положении. Все дело в том, что с 15 февраля на «РЖД» была введена новая автоматизированная система логистического отслеживания перемещения вагонов. Вагоны, не прошедшие таможенной очистки и не имеющие согласованного полигона курсирования, новая система просто отказывалась оформлять.

            Особых потерь экономика страны не понесла, однако у операторов, не успевших или не пожелавших правильно оформить свой подвижной состав, возникли проблемы. По данным «РЖД», в первую неделю функционирования новой системы ежедневно простаивало до 1300 вагонов. Поэтому 28 февраля на совещании в «РЖД» кроме прочего было принято решение дать частным операторам «переходный период» сроком до 1 апреля. В течение этого времени собственники и арендаторы вагонов должны провести «мероприятия по уточнению полигонов курсирования и места приписки вагонов».

            В заявлении ОАО «РЖД» говорится, что изданные им в феврале документы «преследуют исключительно одну цель – привести процесс в соответствие с действующим законодательством и нормативной правовой базой». Иными словами, железнодорожная компания фактически не издавала никаких дополнительных требований по курсированию вагонов, а только настаивала на выполнении уже существующих нормативных положений.

            Но поскольку Инструкция действительно устарела, то менять ее все-таки надо. Компания уже обратилась в Минтранс с просьбой оказать по возможности срочное содействие в разработке нового документа, регламентирующего порядок курсирования вагонов на российских железных дорогах.

Еще по теме