Пропуск в лучшую жизнь
Престижная бизнес-школа – не то место, где можно сэкономить. При средней стоимости самой программы в $40 тыс. – $60 тыс. примерно в такую же сумму слушателям обходится крыша над головой, учебные пособия и сытая жизнь во время обучения.
Человек, отважившийся на получение диплома одной из ведущих школ бизнеса, должен вооружиться не только знаниями, но и сотней тысяч долларов. Это как минимум, а конечная сумма расходов зависит от того образа жизни, который каждый студент выбирает сам. В стандартном суммарном наборе всех предполагающихся расходов первое место занимает плата за обучение, заявленная школой. Затем идет так называемый additional package – дополнительный пакет расходов, куда входят издержки на жилье, учебную литературу, страховку, пользование компьютерной лабораторией. Стоимость обучения для нерезидентов в бизнес-школах может колебаться от $10 тыс. до $40 тыс. в год. Все зависит от страны расположения, престижа школы и продолжительности программы. Самые дорогие школы, как известно, в Европе. К примеру, обучение в INSEAD стоит $39 тыс., IMD – порядка $45 тыс. В Америке расценки за год чуть скромнее, но программы, как правило, рассчитаны на два года. Обучение в Harvard и Чикагской школе бизнеса стоит $52 тыс., в Wharton и Carnegie Mellon – $50 тыс. Самый экономный вариант – $30 тыс. за два года в Maryland, которая совсем недавно оказалась в топ-листе ведущих. Еще дешевле стоят азиатские и латиноамериканские бизнес-школы, где и обучение, и другие расходы будут почти в два раза меньше. Существенная доля трат в процессе обучения приходится на аренду жилья, которое как в Европе, так и в Америке стоит очень дорого. Самое дорогое жилье в Нью-Йорке, Калифорнии (там расположены сразу несколько престижных школ) и Лондоне – в районе $1000 - $2000 в месяц. «В Калифорнии вообще меньше чем за $2000 в месяц квартиру снять очень сложно, – говорит Татьяна Лозанская, выпускница школы Stanford, руководитель проектов технической помощи московского офиса Международной финансовой корпорации (IFC). – Все студенты стремятся жить в кампусах. Цены там колеблются в пределах $600 – 700. Но мест на всех не хватает, поэтому предпочтение отдается первокурсникам и нуждающимся в материальной поддержке». По словам Дмитрия Куприянова, HR-директора компании «Вимм-Билль-Данн» кампусы – самое дешевое жилье, где учащихся селят по два человека в комнату. «Если изловчиться, можно найти квартиру дешевле, чем в кампусе. Вопрос в том, можно ли в ней жить». “Малообеспеченные студенты, которым не досталось места в кампусе, могут в складчину арендовать целый дом, – говорит Андрей Маршак, главный специалист инвестиционной компании «Атон», в 1997 году окончивший школу Yale. – В среднем на каждого жильца приходится по $300 – 400”. С ним соглашается и Владимир Савов, финансовый аналитик московского офиса компании Brunswick UBS Warburg. Владимир закончил Лондонскую школу бизнеса в прошлом году. «Вторая по величине статья расходов после взноса за обучение приходится на жилье. В центре Лондоне снять квартиру очень дорого. Я считаю, что нам повезло, поскольку мы с друзьями сняли четырехкомнатную квартиру недалеко от Лондона за $1600 в месяц».
Студент студенту конкурент Помимо платы за обучение и жилье в Америке порядка $800 в год стоит обязательное страхование. Но, к примеру, в Великобритании страховка учащимся предоставляется бесплатно. Приличная сумма в статье расходов приходится на учебники и методические пособия. В американских школах за всю учебную литературу слушатели платят из своего кармана. В Европе стоимость книг, как правило, уже заложена в плату за обучение. «В среднем семестровый бюджет на всю учебную литературу составляет порядка $350, – говорит Татьяна Лозанская, – за три семестра выходит больше тысячи». В отличие от обычного университета, где все студенты живут по законам взаимовыручки, в бизнес-школе действует правило «каждый сам за себя». Тем более что во многих школах обучение принципиально построено на конкуренции между однокурсниками. «Если я заплатил за свою книгу $50 – 60, то никто даже не подумает обидеться, если я не стану одалживать ее однокурсникам, – рассказывает Дмитрий Куприянов. – Это нормальный элемент конкуренции между учащимися. Мои книги и конспекты являются ресурсом, возможностью вырваться вперед по отношению к однокурсникам». В ведущей бизнес-школе только лишь по доброте душевной никто никому не помогает. Бесплатно помогать своему сокурснику – значит, тратить время, которое можно использовать на самообразование. «Даже представители одной и той же диаспоры крайне редко помогают друг другу, – вспоминает Дмитрий Куприянов. – Другое дело – платное репетиторство, которое является частой практикой в бизнес-школах. За деньги студенты с радостью соглашаются натаскивать друг друга». По словам Андрея Маршака, в некоторых особо цивилизованных учебных заведениях школы сами доплачивают студентам, занимающимися с отстающими сокурсниками. Это повышает их престиж.
Летняя шабашка Поскольку не все студенты бизнес-школ – продолжатели династий с многомиллиардным состоянием, многим из них приходится экономить на всем с момента поступления. Социальное расслоение – вполне обыденное явление для любой бизнес-школы. Даже в самых дорогих заведениях высшего ранга можно найти студентов, которые еле сводят концы с концами в надежде получить диплом, а вместе с ним и пропуск в «лучшую жизнь». «Иногда разница между студентами просто шокирует. Конечно, в Америке легче всего учиться обеспеченным белым американцам, которые могут себе позволить любые расходы, – говорит Андрей Маршак. – Они часто посещают рестораны и оставляют в них большие деньги. В свободное от учебы время такие студенты набираются сил на дорогих курортах. К тому же им не надо тратить больших денег на перелеты домой». Многие иностранные студенты во время обучения пытаются экономить на одежде. «Это не очень правильно, – считает Маршак. – Не стоит отказываться и от передвижения на личном или арендованном автомобиле». На первом курсе иностранным студентам американских школ даже выдают специальные письменные рекомендации по планированию личного бюджета. Бумага содержит такие советы, как «научитесь готовить», «не ходите голодными в магазин». Администрация школ советует студентам вместо дорогих фирменных лекарств покупать менее дорогие качественные аналоги. «Совмещать работу с учебой в престижной бизнес-школе практически невозможно, – говорит Дмитрий Куприянов. – В бизнес-школу надо ехать с нормальной финансовой базой». Многие слушатели тем не менее выполняют какую-нибудь несложную работу на территории школы. К примеру, если студент работает в кампусе, он не платит за проживание. А если в библиотеке – получает свободный доступ к книгам. Как правило, оплачивается такая работа мало. Впрочем, кандидатам на получение диплома МВА, личные сбережения которых не дотягивают до $100 тыс., расстраиваться не стоит. По словам Владимира Савова, достаточно иметь средства на первый год обучения. На второй учебный год можно заработать во время летних каникул на так называемой summer internship – практика в компаниях. Работодатели обычно не скупятся и заработанных за лето денег хватает на год обучения.