Пропуск в рай
Диплом МВА, полученный в одной из десяти лучших бизнес-школ мира, на порядок увеличивает стоимость выпускника на рынке труда. Но в последнее время ценность корочки падает. Такой вывод делают специалисты хэдхантинговой компании Penny Lane Consulting по результатам проведенного исследования. Если два года назад выпускник получал не менее пяти предложений о трудоустройстве, то сейчас - всего два.
«Мы напоминаем акции, - говорит выпускник одной из школ MBA. - В долгосрочной перспективе возврат от вложений в них превышает доходность любых других инструментов (например, облигаций). Но в краткосрочном плане при первых же плохих новостях инвесторы склонны избавляться именно от акций».
Кризис на рынках США и Европы увеличил количество специалистов с престижной степенью МВА, уволенных из крупнейших компаний. Студенты программ МВА все чаще лишаются возможности традиционных стажировок в ведущих фирмах. Далеко не все выпускники Harvard, Stanford и Wharton последних лет смогли трудоустроиться, не говоря уж о тех, кто закончил другие школы.Арсений Ульченков, гендиректор компании «ТИМ Ассистанс» (ОСАО «Ингосстрах»), выпускник Wharton 2003 года, полагает, что ценность диплома МВА изменилась. «В 1999 году выпускников школ, входящих в десятку лучших, расхватывали как горячие пирожки, - рассказывает Ульченков. - Потом наступило некоторое ухудшение, а где-то с 2003-го и вовсе начался кризис».
На самые привлекательные позиции и условия оплаты могут рассчитывать в первую очередь выпускники школ «первой десятки» (Wharton, INSEAD, Harvard, London Business School, Michigan Business School, University of Chicago, Kellogg, Simon, Stanford и Columbia Business School). Выпускникам остальных школ получить высокооплачиваемую работу в компании с мировым именем намного сложнее. Однако, как показывает исследование Penny Lane Consulting, даже дипломы лучших западных учебных заведений не дают абсолютных гарантий: МВА больше не является пропуском в ведущие компании.
«И дым Отечества»
По данным исследования Penny Lane, российские студенты МВА, еще несколько лет назад имевшие неплохие шансы трудоустройства на Западе, сейчас выбирают два основных пути: предпринимательскую деятельность или работу по найму в России. Леонид Пинский, поступивший в 1998 году в Haas School of Business Калифорнийского университета в Беркли, утверждает, что его решение поехать в западную бизнес-школу было связано с общей ситуацией в тот момент в России. «Политическая нестабильность, нелепые зигзаги экономической политики, замешанная на взятках и криминале специфика доморощенного бизнес-климата вызывали большие сомнения относительно «светлого будущего» России вообще и отечественного бизнеса в частности», - вспоминает Пинский, ныне работающий менеджером хедж-фонда американской инвестиционной компании Vega Capital Group. Однако для русских карьеристов на Западе существует специфический барьер: чем выше поднимаешься по карьерной лестнице, тем больше начинает мешать факт иностранного происхождения. Поэтому российские выпускники МВА, проработав на Западе два-три года и набравшись опыта, возвращаются на родину.
Растет интерес к России и у выпускников-экспатов. На Западе карьера менеджера расписана поэтапно: сразу после окончания школы бизнеса его позиция в консалтинге или инвестиционном банке – старший аналитик; через три-четыре года работы – вице-президент, потом - директор одного из направлений, а еще через пять лет – управляющий директор. Перепрыгнуть через ступеньку практически невозможно. В российских компаниях подход не столь формализован, и выпускник школы, входящей в десятку, может рассчитывать занять более продвинутую позицию за меньший отрезок времени. И в российских, и в иностранных компаниях уже работает большое количество квалифицированных иностранных специалистов. Тем не менее экспаты легко могут найти место в некоторых узкоспециальных областях. Например, крупные отечественные структуры нанимают таких служащих на номинальные (наблюдательные) позиции для создания имиджа компании западного образца. Участие экспатов бывает необходимо и в процессе построения новой организационной структуры компании. Конкуренция среди высококвалифицированных управленцев на отечественном рынке труда обостряется. «Дипломированных менеджеров на рынке стало больше, - поясняет Сергей Давыдов, выпускник Kellogg Graduate School. - Во-первых, за десять лет компаниям удалось вырастить профессионалов собственными силами. Во-вторых, в 2000 - 2001 годах произошло вливание на рынок труда значительного числа менеджеров, получивших добротное западное образование». Они-то и составляют конкуренцию очередным выпускникам при приеме на работу.
Лотерея МВА
Выпускники школ из «топ-10» сравнивают диплом МВА с лотерейным билетом, обладающим высокой вероятностью выигрыша. Авторитет школы дает тему для разговора с работодателем на первые пять минут. После этого неизбежно наступает черед «опыта работы» и «знания специфики российского рынка». «Идеальный вариант - когда за плечами у выпускника уже есть несколько лет работы в России. Он получает диплом МВА, некоторое время трудится на Западе и затем возвращается обратно», - отмечает Сергей Ражев, гендиректор Penny Lane Consulting. Еще один барьер на пути трудоустройства обладателей МВА в России состоит в том, что их «зарплатные ожидания» часто превышают уровень, который им готовы предложить отечественные работодатели. В зависимости от сферы деятельности выпускники ведущих школ MBA рассчитывают получать $100 000 - 150 000 в год, наши компании не готовы платить им больше $60 000 -70 000.
Хотя диплом МВА принято рассматривать как долгосрочную инвестицию, собеседники «Ко» сходятся в том, что престижная корочка важна в течение двух-четырех лет после выпуска. «Затем происходит девальвация, устаревание полученных знаний, - считает Сергей Давыдов. - Поэтому, если ты получил диплом МВА, важно грамотно им воспользоваться в этот промежуток времени - сделать карьеру и обеспечить возврат инвестиций в обучение». Тенденция инвестирования в МВА та же, что и в любой другой области - сроки окупаемости затрат на обучение в школе из «топ-10» увеличиваются, в силу того что рынок становится более развитым и конкурентным. «Если два-три года назад затраты на образование окупались в среднем за три года, то сейчас - за пять-семь лет», - подчеркивает Сергей Ражев.
Чтобы оценить сроки возврата инвестиций в образование и взять успешный старт после выпуска, сегодняшние абитуриенты пытаются прогнозировать развитие ситуации на рынке труда через год-два: какие сегменты будут наиболее востребованы, в каких направлениях менеджмента можно ожидать дефицит кадров?
От специализации зависит выбор школы бизнеса – диплом MBA уже не является универсальным, работодатели придают все большее значение специализации. Всемирно признанные центры обучения маркетингу – London Business School и Kellogg. Carnegie Mellon - один из лидеров обучения прикладному финансовому анализу (computational finance). Программы МВА в Wharton и Чикагском университете специализируются на корпоративных финансах. В Stanford и INSEAD ориентируются на entrepreneurship (предпринимательство) и soft skills (развитие личностных качеств менеджера, навыков работы в команде, общения с подчиненными, начальством и проч.)