Прощай, оружие!

02.02.200400:00

Рынок струйной печати достиг фазы зрелости. Миллиардные инвестиции в научные разработки, сделанные всеми ведущими производителями, помогли довести качество печати до предельных значений. Глава российского офиса компании Lexmark Сергей Шахов признает, что сделать продукцию существенно лучше и дешевле сейчас сложно. Но он уверен, что у Lexmark всегда есть чем выделиться среди конкурентов.

 

«Ко»: Как ваша компания намерена бороться за потребителя в 2004 году?

 

С.Ш.: Я не думаю, что в 2004 году на рынке струйных принтеров будут продолжаться ценовые войны. Цены и так подошли к своему пределу. Мы, к примеру, еще в конце 2003 годы выпустили фотопринтер стоимостью менее $100, печатающий с разрешением 4800x1200 точек на дюйм (dpi). Теоретически, наверное, можно создать еще более дешевую продукцию, но тогда мы столкнемся с ситуацией, когда стоимость принтера сравняется со стоимостью картриджа. По очевидным причинам этого бы не хотелось. Мы в развитии нашей компании сделали основной акцент на продаже расходных материалов. Последние финансовые результаты показывают, что, несмотря на жесточайшую конкуренцию на рынке, наш бизнес растет быстрыми темпами. К примеру, в четвертом квартале 2003 года оборот Lexmark вырос на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достиг $1,370 млрд. Мы получаем 55% дохода от торговли картриджами.

 

«Ко»: Если конкуренция по цене и качеству невозможна, как вообще вы собираетесь убеждать пользователя купить вашу продукцию?

 

С.Ш.: На самом деле всегда можно найти, чем выделиться. Появились многофункциональные устройства, через полгода компании выведут на рынок другие новинки. К тому же я не утверждаю, что цены будут у всех одинаковые, просто серьезных потрясений здесь не ожидается. Сейчас мы ориентируемся на улучшение работы с дилерами, это, в частности, поможет сделать нашу продукцию более доступной в регионах. Кроме того, важнейшим конкурентным преимуществом является качество поддержки. Если покупатель уверен, что любые проблемы с нашей техникой решатся быстро и безболезненно, это может предопределить его выбор в нашу пользу.

 

«Ко»: Что изменилось в структуре спроса на струйные принтеры за последние несколько лет?

 

С.Ш.: Главным изменением стало то, что принтеры, так же как и остальная компьютерная техника, перестали восприниматься потребителем как «продукт неземной цивилизации». Они все больше приближаются в сознании покупателей к бытовой технике. Как ни странно, лучше этот тренд заметен на Украине, там наши принтеры лучше всего продаются в гипермаркетах. В России пользователь пока предпочитает покупать технику в традиционных местах продажи. Хотя мы уже делаем первые шаги в этом направлении – например, продукция Lexmark с успехом продается в гипермаркетах «Ашан».

 

«Ко»: Если принтеры попадают в сегмент бытовой техники, не боитесь ли вы, что на этом сегменте лидерство захватят крупные производители «потребительской» электроники, такие, как Samsung?

 

С.Ш.: Не думаю, что это возможно. Здесь есть ряд проблем. Основная состоит в том, что очень многие технологии печати защищены патентами. Поэтому речь скорее может идти о том, что некая фирма заказывает производство, к примеру, нам, а потом продает эту технику под своим брэндом. Кроме того, честно говоря, на рынке пока не произошло революции, даже когда на него вышли два таких мощных игрока, как Samsung и Dell.

 

«Ко»: Многие производители копировальной техники активно работают в сегменте цифровых фотокамер, почему вам этот рынок не интересен?

 

С.Ш.: Существуют две стратегии поведения на рынке: можно пытаться везде успеть (что с переменным успехом удается HP), а можно фокусироваться на одном сегменте. Наша компания на протяжении всей истории ее существования занималась только производством принтеров. Рынок цифровых камер довольно привлекателен, но мы пока не видим необходимости менять стратегию.

 

«Ко»: По-вашему, есть риск того, что профессиональные фотолаборатории отберут у вас аудиторию любителей цифрового фото?

 

С.Ш.: Я считаю, что фотолаборатории – это промежуточное звено между аналоговым и цифровым фото. У печати на собственном принтере есть ряд серьезных преимуществ. Человеку не надо никуда идти, он может предварительно редактировать изображение и

т. д. Современные технологии позволят добиваться хорошего качества печати, даже если человек и не является профессионалом в области фотографии.