Против ветра
Крупнейшая в мире выставка информационных технологий CeBIT открылась в Ганновере (ФРГ) 13 марта. Девиз выставки – «Консолидация и интеграция». Коллективистский задор объясняется желанием участников выставки сделать хорошую мину при плохой игре. Технологические компании готовы объединяться с партнерами, с конкурентами, с кем угодно – лишь бы преодолеть кризисную ситуацию.
На Западе стагнация, компании-клиенты экономят на информационных технологиях (ИТ) и сокращают ИТ-бюджеты. Частные пользователи также урезают аппетиты и экономят на технологических расходах. В частности, в 2001 году спрос на мобильные телефоны оказался значительно ниже ожиданий. «Практически одновременно рост замедлился в таких секторах, как Интернет, электронный бизнес, мобильная телефония», – говорит Фолькер Юнг, член правления Siemens.
На фоне застоя в Западной Европе неожиданно бодро выглядит Восточная Европа. Восточноевропейский технологический рынок вырос в 2001 году на 13% (рекордсмены в этом ряду Чехия и Венгрия – чешский рынок вырос на 21,9%, венгерский – на 16,7%). Проблема, однако, в том, что в абсолютном выражении восточноевропейские рынки очень малы. В Восточной Европе расходы на информационные технологии составляют в среднем 83 евро на одного жителя в год, тогда как в стагнирующей Западной Европе – 835 евро.
Крупнейшие технологические компании пытаются сохранить спокойствие и убедить рынок, что хорошие времена не за горами. «Даже в период экономических трудностей мы будем инвестировать в инфраструктуру электронного бизнеса», – заявил член правления Philips Джон Вайброу.
ИТ-компании стараются внушить рынку, что есть «островки благополучия», где ситуация не столь печальна, как на рынке в целом, и где вот-вот начнется бурный рост. Президент отделения широкополосных сетей компании Alcatel Мишель Райе заявил, что рынок цифрового телевидения в Европе увеличится в течение ближайших четырех лет в 15 раз, достигнув в 2006 году отметки 13 млн пользователей. Alcatel считает перспективной технологию передачи телевизионного сигнала по сетям и видит в этой технологии своего рода «направление главного удара».
В свою очередь, старший вице-президент Samsung Electronics Сан Джин Парк полагает, что у Samsung нет оснований жаловаться на судьбу. Кризис на рынке мобильной телефонии – это проблема конкурентов. Samsung же удалось в условиях кризиса увеличить свою долю на рынке мобильных телефонов с 5% в 2000 году до 7,1% в 2001 году. Корейская компания по-прежнему считает мобильную телефонию «направлением главного удара».
Всего в выставке приняли участие 7962 компании, в том числе 4919 из Германии. Россия представлена 94 участниками, приблизительно столько же стендов у Нидерландов, Швеции, Швейцарии, Франции. Однако иметь собственные стенды по карману далеко не каждой российской компании. На это отважились «Лаборатория Касперского», «Формоза», ABBYY и некоторые другие. Большинство же российских участников арендуют стенды вскладчину. Что вполне соответствует идее выставки – консолидация и интеграция в действии.