Против закона о такси выступил РСПП
Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) предупредил, что такси подорожает на 15%, если Госдума примет в нынешнем виде законопроект об использовании в отрасли автомобилей отечественной сборки. Первое чтение он прошел в январе 2024 года. Если документ будет принят, новые требования вступят в силу с 1 октября 2025-го.
Глава РСПП Александр Шохин направил письмо на имя помощника президента РФ Ларисы Брычевой. В нем он указал на серьезные экономические последствия принятия законопроекта в нынешнем виде.
Речь идет о значительном сокращении выбора автомобилей для нужд такси, невозможности обеспечить локализацию производства в короткий срок, уходе самозанятых водителей и, как следствие, росту цен на такси и дефициту машин для перевозок, сообщает РБК.
Сейчас законопроект позволяет регионам устанавливать обязательные требования к уровню локализации автомобилей, используемых в качестве такси, и для оценки предлагается ввести балльную систему. Ожидается, что для такси будут использовать лишь автомобили с высокой долей российской сборки, что вызывает обеспокоенность у участников рынка. Законопроект готовится ко второму чтению, но дата его рассмотрения еще неизвестна.
В РСПП рассказали, что в 2024 году в отрасль такси поступили более 90 тысяч автомобилей российского производства, включая 56 тысяч машин марки LADA. Исходя из формулировок законопроекта, для такси сможет использоваться только транспортное средство, которому присвоено 3200 баллов локализации. Сейчас данному критерию соответствуют лишь четыре модели АВТОВАЗа: LADA Vesta, LADA Granta, LADA Largus и LADA Aura. В бизнес-сообществе считают, что в сжатые сроки — локализация должна пройти до 1 октября — невозможно увеличить предложение на рынке ввиду длительности организации производства локализованных автомобилей.
«Необходимо предусмотреть отсрочку вступления закона в силу не ранее 1 сентября 2026 года, а также совершенствование госпрограмм поддержки закупок автомобилей для такси, в рамках которой можно было бы предусмотреть более жесткие требования к локализации, в том числе на основе балльной системы», — говорится в письме.
Также отмечается, что предложение локализованных российских автомобилей в некоторых ценовых сегментах ограничено. Так, для бизнес-класса под критерии подходит только LADA Aura. Чтобы сохранить доступность автомобилей разных классов, РСПП предложил установить предельную стоимость — 3,5 миллиона рублей для машин, к которым применимо требование о локализации.
Кроме того, письмо содержит призыв оценить влияние новых условий на самозанятых водителей и тех, кто работает как индивидуальные предприниматели — они составляют значительную часть перевозчиков в России. Более 75% машин в такси отечественные, отмечают в РСПП, однако многие самозанятые водители не смогут позволить себе приобрести новые машины, соответствующие требованиям локализации. Это может привести к значительному сокращению числа самозанятых, а также к росту цен на услуги перевозки. Именно уход 100 тысяч таких водителей может повлечь за собой повышение цен на пассажирские перевозки на 15%.
Президент АВТОВАЗа Максим Соколов в интервью «Компании» ранее заявил, что концерн со своей стороны активно поддерживает поправки к закону о такси. «Эта регуляторная инициатива вполне в европейском стиле: даже в условиях открытого рынка Европейского союза правительства государств находили возможности для того, чтобы участники национального рынка такси отдавали приоритет местной продукции. Я считаю, что принятие такого закона позволит сформировать достаточно емкую нишу для LADA Aura», — рассказал он.
При этом сам автомобиль он назвал конкурентоспособным. С точки зрения комфорта и пространства для пассажиров второго ряда АВТОВАЗу есть чем гордиться, считает Соколов. «Законодательству, мотивирующему приобретать российские автомобили, необходимо касаться не только таксопарков, но и охватывать все госорганы, госкорпорации и компании с государственным участием», — сказал президент АВТОВАЗа.