Проверка по сети
Продуктовая розница в России готовится к волне проверок – разобраться с торговыми сетями намеревается федеральная мониторинговая группа «Честная цена», возглавляемая депутатом Госдумы РФ Ириной Яровой.
На этот раз претензии возникли не в связи с ростом цен – на ритейлеров пожаловались поставщики, в частности, компания «Мортадель». Последних якобы принуждают проводить дополнительный аудит качества поставляемой в сети продукции, что влечет новые расходы. Ритейлеры не отрицают, что требуют проверять качество, однако аудит не носит тотальный характер и не является обязательным.
«Требование об аудите производства продукции закону не противоречит. Потребители от проверки качества только выиграют», – говорит партнер юридической фирмы Westside Advisors Сергей Водолагин. «Если покупатель приобретает некачественный товар, претензии он предъявляет не производителю, а магазину», – напоминает директор отдела маркетинга ГК «Лоцман» Яна Зинаидова. По ее мнению, розница пытается обезопасить себя, в том числе, в условиях повышенного внимания к качеству товара. «Существуют целые движения, например, «Хрюши против», направленные на изобличение сетей в сбыте некачественных товаров», – говорит Яна Зинаидова.
Не исключено, что ужесточившиеся требования по проверке качества – отголосок поправок в закон «О торговле», которые жестко ограничивают сети во взаимодействии с поставщиками в плане получения бонусов.
«Если требования о проведении аудита используются как рычаг давления на поставщиков для решения бизнес-задач, это может быть расценено как злоупотребление доминирующим положением на рынке и признано незаконным», – полагает Сергей Водолагин.