Проверка приватизацией
Приватизация в Македонии официально началась в 1993 году, а завершилась 26 декабря 2003-го. Несмотря на это, правительство продолжает распродавать пакеты акций государственных предприятий. Многим хотелось бы, чтобы приватизация ушла в прошлое вместе с указанной датой, но она будет оставаться животрепещущей темой еще многие годы.
Такие события характерны не только для посткоммунистического пространства. Начиная с 1980-х годов – благодаря политике железной леди Маргарет Тэтчер – мы в Великобритании проходим через подобные волны приватизации. Для разных компаний в разное время используются разные методы. Простые люди в Англии понимают происходящее ничуть не лучше, чем простые люди в странах восточного блока. Моя мама купила несколько акций энергетической, газовой и телефонной компаний, потому что телевидение убедило ее в том, что это хорошо. С тех пор она хранит акции в коробке из-под обуви.
В Британии так же, как и в России, большие акулы в отличие от большинства населения очень неплохо нажились на приватизации. В Британии так же, как и в России, время от времени поднимают вопрос о ренационализации проданных компаний. Плохой менеджмент – это необязательно беда государственного сектора. Приватизация не может быть панацеей. Британцы завалены письмами и звонками от компаний, предлагающих более дешевое электричество, газ или телефонные звонки. Это прямой результат увеличения конкуренции, последовавшей за проведением приватизации. Однако проведенное недавно в Университете Сассекса масштабное исследование показало, что открытие энергетического рынка для свободной конкуренции и возможность свободной перемены поставщиков резко увеличивает шансы на использование нелегальных методов продвижения продукции, а также может привести к повышению цен в ближайшем будущем.
Недавно в газете Financial Times появились интересные комментарии о дилеммах приватизации. Мацей Олекс-Щитовски из Варшавы написал, что Польша и другие страны Центральной Европы абсолютно правы в своем стремлении сохранить часть государственной собственности. «Немедленная полная приватизация больше не является панацеей, учитывая геополитический климат стран Центральной Европы и структуру оставшихся государственных холдингов».
На страницах журнала Economist появилось письмо Билла Халила из Калифорнии, в котором говорится: «ЮКОС и другие предприятия были практически украдены у некомпетентного Бориса Ельцина. Неудивительно, что Владимир Путин пытается получить компанию обратно». Журнал The Wall Street Journal Europe смотрит на проблему с противоположной точки зрения. В недавно опубликованной редакторской статье «Путинские воздушные замки» журнал задается вопросом: «Каким образом ренационализация ЮКОСа может помочь России?» и цитирует аналитика из UBS Brunswick, утверждающего, что российские государственные компании были менее эффективны, чем любая государственная нефтяная компания в любой другой развивающейся стране. «Главные покупатели русской нефти, в первую очередь США, могут быть уверены, что пересмотр прав на собственность и возврат к бюрократической неэффективности приведет к тому, что русская нефть в долгосрочной перспективе не сможет быть реальной альтернативой ближневосточной нефти».
Я советую студентам-журналистам просить правительственные структуры точно указать, как и чем предложенная приватизация (или ренационализация) поможет улучшить работу компании (а не только увеличить госбюджет). Тогда они смогут предъявлять претензии, если никакого улучшения не произойдет. При этом лично я полагаю, что государство должно поддерживать порядок в экономике, но не владеть той или иной ее частью. Мы все заслуживаем лучшего менеджмента и лучшей работы как компаний, так и правительства. Это и есть настоящая проверка государства.
Еще по теме







