Провода вместо бумаг

09.07.200100:00

General Electric пересмотрела свою стратегию в области Интернет-бизнеса. По мнению руководителя GE Джека Уэлча, Интернет – это не только среда для закупок и продаж; Интернет в состоянии коренным образом изменить правила ведения бизнеса (см. «Ко» № 14 от 17 апреля 2000 года). GE намерена отныне вести все бизнес-процессы через Интернет.

Пионеры

На волне Интернет-бума в конце 90-х тысячи фирм пытались извлечь коммерческую выгоду из существования Сети. И небезуспешно. На фоне моды на дот-комы казалось, что крупные традиционные компании оказались не у дел. Монстры стояли в стороне от Интернет-бума. Первым офф-лайновым гигантом, вторгшимся в Интернет, стала General Electric под руководством директора-реформатора Джека Уэлча. Пока эксперты рассуждали о невеселых перспективах «узника старой экономики», предрекая компании уход ведущих менеджеров и даже распад корпорации, Уэлч приказал своим сотрудникам штурмовать Интернет, объявив его главным приоритетом в своей работе. В конце 1997 года была собрана команда из продвинутых молодых специалистов, которым поручили сделать первые наброски того, что может дать Интернет для GE. Пионером в Интернете стало подразделение GE Plastic. Эта компания первой в структуре GE начала размещать информацию о своих товарах на сайте Polуmerland. Однако полученные результаты оправдали ожидания компании далеко не в полной мере. В 2000 году объем онлайновых продаж GE составил $7 млрд – 5% от общего дохода компании в $130 млрд (много меньше намеченных 30%). Сказалась неподготовленность многих клиентов и партнеров GE – типичных представителей «старой экономики». В этой ситуации GE продемонстрировала преимущества крупной компании, способной вкладывать немалые средства не только «в себя», но и в развитие электронных технологий своих партнеров.

«Здесь кто-то лишний»

По итогам 2000 года GE пересмотрела стратегию в области Интернет-бизнеса. Теперь GE намерена менее агрессивно наращивать объем онлайновых продаж и сосредоточиться на внедрении цифровых технологий в менеджменте. Поворот произошел после того, как глава подразделения по строительству локомотивов продемонстрировал высшему руководству компании, каким образом ему удается сокращать расходы на командировки сотрудников благодаря использованию простых онлайновых инструментов. С использованием Интернета предполагаемая экономия в 2001 году, по мнению «избранного президента» GE Джеффри Иммельта, должна составить $1,6 млрд (см. «Ко» № 5 от 12 февраля 2001 года). В ближайшие два года GE намерена сократить свои накладные расходы на 50%. Внедрение цифровых технологий позволяет специалистам GE, разбросанным по всему миру, безостановочно вести разработку новых продуктов. Кроме того, GE может вести круглосуточный мониторинг произведенного компанией оборудования, которое установлено в медицинских клиниках и в других компаниях. GE собирается предоставить своим партнерам необходимое программное обеспечение и даже провести обучение персонала. Для упорядочения финансовых взаимоотношений с поставщиками на базе Сети создана система, которая сокращает срок проведения платежей. Ежегодная кредиторская задолженность GE, по мнению руководителей компании, уменьшится при этом на 12%. К четвертому кварталу 2001 года GE планирует проводить электронные расчеты со всеми поставщиками. Новый подход радикально меняет работу руководителей корпорации. Теперь топ-менеджеры GE могут общаться через Интернет с сотрудниками по всему миру. Указание президента компании доходит до каждого в ту же минуту, когда оно отправлено. Сотрудники могут получать корпоративную информацию, минуя иерархические барьеры, что как нельзя лучше вписывается в программы GE по борьбе с бюрократией. Критерием оценки менеджеров в новых условиях становится их способность работать с Интернетом. Как заметил Дэвид Калхаун, глава отделения по производству авиационных двигателей в Ивендейле: «Если кто-то не может работать на компьютере без посторонней помощи, то он здесь явно лишний». Оперативные данные обновляются каждые 15 минут (раньше на это уходило несколько дней) и моментально поступают к топ-менеджерам компании. Те могут тут же вносить поправки в работу менеджеров на местах. Президент GE по информационным технологиям Генри Райнер полагает, что по мере перевода в Сеть все больших объемов бизнеса в компании сократится количество отделов продаж, число деловых поездок и, возможно, административных и офисных зданий. Райнер сомневается даже в необходимости существования головного офиса: «Всеобъемлющие сетевые коммуникации в один прекрасный день позволят нам обходиться и без него». По мнению Райнера, надо лишь заранее ответить на вопрос: «Как далеко мы хотим зайти?»

Без бумаги

Радикальные изменения в менеджменте столь крупной корпорации привлекают внимание многих аналитиков. Комментируя внедрение цифровых технологий в управление компанией, финансовый аналитик Merrill Lynch Джинни Террил отмечает: «Главным открытием стало то, что Интернет прежде всего является орудием для повышения производительности и лишь во вторую очередь инструментом продаж и закупок». Глава московского представительства корпорации Sun Сергей Тарасов полагает, что именно глубина проникновения Интернета в рабочие процессы компании (а не то, сколько денег заработано с помощью Сети) и является главным показателем освоения компанией цифровых технологий. Тарасов предлагает следующую градацию этого процесса: электронное письмо получает статус документа; распоряжения передаются по Сети; сбор и обработка отчетности осуществляется через Интернет; взаимодействие с партнерами происходит без бумаг; финансовые поручения идут через Сеть, сделки заключаются в Интернете; наконец, при помощи современных средств связи все делается не со своего основного рабочего места. Сергей Тарасов считает, что на пути полного перевода бизнеса «на цифру» немало объективных препятствий. Например, взаимодействие с партнерами и с государственными организациями требует бумажной документации, поскольку есть много сфер деятельности, в которых e-mail не является документом. Даже в США 95% информации на сегодняшний день хранится именно на бумаге. По мнению The Wall Street Journal, преобразования, проводимые в GE, сократят время на бумажную работу, но при этом приведут к гораздо большей централизации управления и ослаблению самостоятельности подразделений. В ответ на это Генри Райнер говорит: «При всей критике, которую я слышу то из одного, то из другого отделения компании, я должен сказать, что нынешние перемены – это только начало». Генеральный директор московского офиса Intel Александр Наволокин считает, что сами по себе цифровые технологии не могут увеличивать или уменьшать самостоятельность подразделений, поскольку они всего лишь инструмент, пусть и эффективный. Intel сейчас является одним из лидеров Интернет-бизнеса, а в будущем планирует стать «стопроцентно электронной корпорацией».

Отбой

Неприятным моментом для General Electric на пути расширения корпорации явилось то, что 3 июля 2001 года Европейская комиссия заблокировала сделку по покупке GE корпорации Honeywell (стоимость сделки оценивалась в $42 млрд). О важности этого события для GE говорит тот факт, что глава GЕ Джек Уэлч отложил свой уход на пенсию до урегулирования всех вопросов по сделке. Это первый случай, когда европейская сторона сорвала сделку, инициированную американской корпорацией. Европейская комиссия мотивирует свое решение тем, что объединенный концерн может серьезно подорвать конкуренцию на некоторых рынках аэрокосмической техники. Американская сторона не согласна с этим решением, считая возможные изменения на рынке несущественными.