Прозрачная мечта

12.08.200200:00

«Группа МДМ» готовится к началу масштабной реструктуризации. Однако компания может столкнуться с серьезными проблемами. Быстрый рост МДМ привел к тому, что в группе сформировались сложная структура собственности и запутанные отношения между дочерними структурами.

 

Одна из крупнейших в стране межотраслевых финансовых групп решила пойти по западному пути и сделать свой бизнес более прозрачным и понятным для инвесторов. МДМ намерена пойти по пути, который уже прошли ЮКОС, «ЛУКойл» и МФК «Система». Первый пункт плана предусматривает оптимизацию структуры управления. В перспективе, как в разное время заявляли руководители отраслевых холдингов, входящих в «Группу МДМ», каждое из направлений должно перейти на единую акцию.

Реструктуризация была затеяна по двум причинам. Во-первых, группа намерена выстроить жесткую структуру управления, а во-вторых, это позволит более выгодно реализовывать программы заимствования на иностранных финансовых рынках. Первый выпуск еврооблигаций на сумму, приблизительно равную $100 млн – $150 млн, и со сроком обращения 3 – 5 лет предполагается осуществить в конце текущего – начале следующего года в зависимости от конъюнктуры рынка. Однако, реструктурируя бизнес, группа может столкнуться с серьезными проблемами.

 

Скорость роста

Основа «Группы МДМ» была заложена сразу после финансового кризиса 1998 года. Незадолго до 17 августа глава МДМ-банка Андрей Мельниченко продал принадлежавшие банку государственные ценные бумаги, а на вырученные деньги купил доллары и валютные форвардные контракты. Это позволило банку не только пережить тяжелые для финансовой системы времена, но и попросту увеличить свое состояние. Впоследствии активы банка быстро росли, поскольку счета в МДМ-банк перевели сразу несколько крупных экспортно ориентированных компаний – например, «Сибирский алюминий» и «Сибнефть».

Поэтому никто из экспертов не берется точно утверждать, что заставило бизнес Мельниченко развиваться столь бурными темпами – грамотная финансовая политика или близость к главе «Русала» Олегу Дерипаске и губернатору Чукотки Роману Абрамовичу.

В первый же год после кризиса промышленные активы МДМ-банка увеличились в четыре раза и к 2000 году достигли $985 млн. В самом банке бурный рост объясняли тем, что кризис вынуждал большинство крупнейших на тот момент банков продавать принадлежащие им промышленные предприятия по низким ценам. Андрей Мельниченко и Сергей Попов воспользовались столь выгодной конъюнктурой рынка. Так возникла «Группа МДМ», на балансе которой висело огромное количество разных предприятий.

Рассказывают, что идея создания многоотраслевого холдинга принадлежит давнему партнеру Андрея Мельниченко – Сергею Попову. Вместе они создали управляющую компанию «Группа МДМ». По словам экспертов, близких к группе, решение о создании промышленных холдингов принималось в 1999 году. Тогда бизнесмены выбрали для себя три основных направления деятельности: угольная промышленность, химическая промышленность и производство труб.

В результате на свет появились три холдинговые компании – Сибирская угольная энергетическая компания (СУЭК) «Байкалуголь», Минерально-химическая компания «ЕвроХим», «Трубная металлургическая компания». Весь непрофильный бизнес был передан в управление специально созданной инвестиционной фирме «РИНАКО». Основой же группы по-прежнему остается МДМ-банк. На сегодня «Группа МДМ» работает в 15 регионах страны, а также в Литве и Румынии.

 

Семейный банк

При всех своих особенностях «Группа МДМ» обладает как минимум одним активом, который роднит ее с другими олигархическими «инвестиционными фондами». Это МДМ-банк. Именно с его помощью Андрей Мельниченко и Сергей Попов вошли в трубный, угольный, химический и прочие бизнесы. Его «именем» была названа вся группа, с той лишь разницей, что «Московский деловой мир» превратился в «Межрегиональный». Наконец, именно благодаря банку, в последнее время занявшемуся скупкой мелких провинциальных и «нишевых» финансовых институтов, группа приобрела неплохое офисное здание на Котельнической набережной, некогда принадлежавшее Конверсбанку. Как бы там ни было, но затянувшаяся битва за отраслевой банк Минатома принесла группе не только здание, но и бывшего замминистра Булата Нигматулина в качестве вице-президента.

Теперь, когда все прямые и косвенные выгоды из банковского бизнеса извлечены, «Группа МДМ» готовит его к продаже. Тем более что как раз сейчас МДМ, восьмой по размеру собственного капитала ($288 млн) банк в стране, показывает довольно неплохие результаты. The Banker не только включил его в top-1000, но даже отметил в двадцатке лидеров по соотношению прибыли к капиталу (41,24%) и прибыли к активам (7,8%). Правда, потенциальные покупатели (а их Мельниченко ищет среди западных финансовых институтов) не могут не припомнить о скандале вокруг Bank of New York, в котором фигурировал и МДМ. Наверное, отчасти поэтому банк последние два года так активно и даже агрессивно расширял свое присутствие в регионах, явно пытаясь разрушить сформировавшийся у многих как отечественных, так и западных наблюдателей образ «семейной» кассы. Желанием завоевать симпатии западных банкиров, вероятно, обусловлен и формальный уход из совета директоров МДМ-банка также фигурировавшего в «деле BoNY» Александра Мамута. Хотя тот в свое время немало сделал для усиления финансовой мощи МДМ, пополнив его пассивы таможенными, «атомными», нефтяными деньгами.

Впрочем, ряд экспертов связывают банковскую экспансию МДМ не с предпродажной подготовкой, а с подготовкой к пенсионной реформе. Ведь многие купленные МДМ региональные банки обслуживают пенсионеров. К тому же стоит напомнить, что у Мельниченко благодаря «семейным» связям сложились довольно неплохие отношения с руководством Минтруда и Пенсионного фонда. И весьма вероятно, что при наличии соответствующей региональной сети МДМ сможет претендовать на обслуживание значительной доли индивидуальных накопительных пенсионных счетов.

 

Три составные части

Вкладываясь в угольную, трубную и химическую отрасли, хозяева МДМ рассчитывали на быстрый рост каждого из этих направлений. Однако судьба этих инвестиций оказалась очень разной.

В мае 2001 года на базе «Востсибугля» и Читинской угольной компании был сформирован холдинг «Байкалуголь». Его возглавил Олег Мисевра, который сразу заявил, что главная его цель – приобретение как можно большего количества предприятий, ориентированных на добычу энергетических углей. Дело в том, что в настоящее время большая часть электричества в нашей стране вырабатывается за счет сжигания природного газа, однако его добыча постепенно начинает снижаться, а цена расти. Ожидается, что вскоре электроэнергетика начнет переходить с газа на уголь.

Главным своим приобретением Олег Мисевра считает Красноярскую угольную компанию, добывающую почти 20% всего российского угля. Однако последнее время ее деятельность сопровождается массой скандалов с местными властями. Кроме того, в СУЭК «Байкалуголь» входит множество других предприятий. По оценке экспертов, на долю компании приходится около 35% добываемого в стране угля. Главной особенностью СУЭК, как и всей «Группы МДМ», является очень запутанная структура собственности. Поэтому отдельные предприятия можно включить в угольный холдинг, лишь веря на слово представителям МДМ. Понимая это, «Байкалуголь» подготовил заявку в МАП на приобретение акций угольных предприятий, принадлежащих акционерам «Группы МДМ».

По словам Олега Мисевры, передача акций угольных разрезов в собственность СУЭК завершится до конца нынешнего года. К этому же моменту планируется завершить формирование структуры управления компанией. Выглядеть она будет следующим образом: центральный аппарат СУЭК, находящийся в Москве, будет управлять филиалами, расположенными в Красноярске, Иркутске и Чите, которые, в свою очередь, будут заниматься непосредственно производственной деятельностью. Реформирование структуры управления по замыслу руководителя угольного управления «Группы МДМ» должно завершиться переходом на единую акцию.

В свою очередь, холдинг «Трубная металлургическая компания» (ТМК) был сформирован практически одновременно с СУЭК «Байкалуголь». На сегодняшний день ТМК выпускает около 45% всех российских труб. В состав управляемых «Трубной металлургической компанией» предприятий входят: Волжский трубный завод (Волгоградская область), Северский трубный завод (Свердловская область), Синарский трубный завод (Свердловская область), Artrom (Румыния) и «Торговый дом ТМК». Структура собственности этого холдинга столь же запутана, как и у угольного подразделения. Возглавляет холдинг Дмитрий Пумпянский, который уже много лет работает в «трубном» бизнесе. Как говорят в компаниях-конкурентах, холдинг во многом существует благодаря его личным связям и влиянию.

Начиная «трубный» бизнес, хозяева МДМ полагались, видимо, на расчеты аналитиков, предсказывавших бурный рост добычи нефти, а следовательно, и производства труб для ее транспортировки. Однако спустя два года эксперты пересмотрели свое мнение и уже не так оптимистично оценивают этот рынок. После того как в прошлом году в стране был достигнут максимальный объем производства труб за последние годы (4,6 млн тонн), в первом квартале нынешнего года производство стальных труб сократилось сразу на 10%. В одном из интервью Дмитрий Пумпянский говорил, что по итогам 2002 года спад производства труб в России может составить от 5% до 30%.

Самым же успешным из промышленных начинаний Андрея Мельниченко стал, по мнению аналитиков, химический холдинг «ЕвроХим», который был создан в мае 2001 года. В его состав вошли Ковдорский ГОК (Мурманская область), «Невинномысский азот» (Ставропольский край), Новомосковская акционерная компания «Азот» (Тульская обл.), «Фосфорит» (Ленинградская область), Lifosa (Литва). Возглавил холдинг 30-летний бизнесмен Николай Левицкий.

Занявшись минеральными удобрениями (на них специализируется холдинг), руководство «Группы МДМ», как утверждают наблюдатели, ориентировалось на экспорт своей продукции. Кроме того, российское сельское хозяйство остро нуждается в удобрениях, использование которых будет расти. Экспорт своей продукции «ЕвроХим» осуществляет через ряд крупнейших международных компаний – в частности, через фирмы Cargil, Transammonia, Nagel. По словам Николая Левицкого, холдинг уже полностью сформирован, и в настоящее время его оборот превышает $600 млн. Во всех производственных подразделениях «ЕвроХима» группа владеет контрольным пакетом акций. Большую часть дохода холдинга приносят Ковдорский ГОК и «Невинномысский азот».

Помимо трех сформированных промышленных холдингов в состав группы МДМ входило множество других активов, которые по отраслевому признаку нельзя включить ни в одно из направлений. Для управления этими активами, а также для приобретения новых предприятий была создана инвестиционная компания «РИНАКО». В настоящее время «РИНАКО» управляет контрольными пакетами акций Таганрогского металлургического завода, «Кузнецких ферросплавов», Волгоградского тракторного завода, Волгоградского моторного завода, издательского дома «Век информации».

 

Конкуренты отдыхают

Конкуренты достаточно охотно высказываются в адрес группы МДМ. Признавая ее «мощной и динамично развивающейся отечественной компанией», они в один голос говорят, что группе мешает всеядность. «Трудно управлять такими разрозненными активами, – говорит один из представителей другого многоотраслевого холдинга, – это требует большого количества высокопрофессиональных менеджеров, а их не так много».

Другая острая проблема МДМ заключается в том, что на многих предприятиях, входящих в холдинг, существует конфликт с миноритарными акционерами. Это обстоятельство сильно осложняет переход на единую акцию: мелкие акционеры будут всячески препятствовать консолидации активов «Группы МДМ». При этом группа продолжает скупать дополнительные активы. Так, например, произошло с Таганрогским металлургическим заводом, который купила входящая в МДМ инвестиционная компания «РИНАКО», оттеснив при этом «Альфа-групп». Многие эксперты до сих пор считают, что основным мотивом той покупки было уязвленное самолюбие Мельниченко, который таким образом «отомстил» «Альфе» за проблемы с покупкой Конверсбанка. Правда, «РИНАКО», осуществлявшая сделку, эту версию категорически отрицает.

Есть и еще одна проблема, которую МДМ по понятным причинам старается не афишировать. «В один прекрасный момент Мельниченко понял, что может потерять контроль над группой, – говорит представитель компании-конкурента. – Дело в том, что холдинги и некоторые предприятия, входящие в них, как утверждают конкуренты, работают самостоятельно и управляющая кампания не имеет возможности оперативно влиять на принятие ими решений».

Распространенная в России проблема взаимоотношений владельца бизнеса и его управляющего в случае с МДМ объясняется еще и способом формирования отраслевых холдингов. К примеру, когда создавалась «Трубная металлургическая компания», основой для вхождения в нее Синарского трубного завода послужил договор о стратегическом партнерстве между «Группой МДМ» и предприятием. Однако другой крупный игрок на российском трубном рынке – Объединенная металлургическая компания (ОМК) тоже предлагала альянс руководителю Синарского завода Дмитрию Пумпянскому. Тогда Пумпянский выбрал сотрудничество с МДМ, взамен получив должность руководителя ТМК и обещание стать одним из крупных акционеров предприятия. По слухам, определенные трения возникают у владельцев МДМ и с руководителями СУЭК. Вероятно, понимая, что все холдинги группы построены в некоторой степени на доброй воле менеджеров входящих в них предприятий, Мельниченко и начал структурные и кадровые изменения в группе.

 

Дорогая затея

Рынок положительно оценивает уже начавшиеся изменения в «Группе МДМ». По словам вице-президента банка «Зенит» Никиты Ряузова, в настоящее время «Группе МДМ» удалось занять немаленькую нишу на рынке минеральной химии и на трубном рынке. Исходя из планов по переводу этих холдингов на единую акцию, можно судить о стремлении повысить прозрачность бизнеса».

Одним из первых кадровых решений стала замена Сергея Попова на посту президента группы Андреем Мельниченко. Кроме того, группа заявила об отказе от инвестиций в непрофильные направления. «У нас нет места портфельным инвестициям – только прямые инвестиции, но при условии достижения акционерного контроля над соответствующими объектами», – говорит представитель компании.

Следующим этапом реструктуризации должна стать передача части функций оперативного управления от заводов в отраслевые холдинги и в управляющую компанию. Для этого каждый из четырех холдингов усиливается преданными кадрами из управляющей компании.

Все эти реформы по замыслу руководителей МДМ помогут привлечь внешние инвестиции, остро необходимые компании для развития бизнеса. Один из методов привлечения инвестиций – уже анонсированный выпуск еврооблигаций. Но, чтобы размещение прошло успешно, Андрею Мельниченко придется приоткрыть завесу над многими тайнами группы: именами акционеров, распределением акций, системой бонусов и премий, существующей внутри компании. Неизвестно, готов ли Андрей Мельниченко пойти по пути Владимира Евтушенкова и Вагита Алекперова.