Прыжки в холодную воду

31.05.200400:00

Год назад семь крупнейших российских компаний создали глобальный проект. Компания «Российские коммунальные системы» должна была превратить убыточную отрасль ЖКХ в пример высокорентабельного бизнеса. Но проблемы коммунального хозяйства оказались сложнее, чем предполагали амбициозные олигархи. Бизнес удалось начать лишь в трети регионов. Теперь судьба РКС зависит от того, хватит ли у участников проекта терпения и жесткости.

 

В конце мая российские коммунальщики праздновали два дня рождения. Первый, проходивший в Кремлевском Дворце, отличался особым размахом. Широкой публике, которая, как обычно, в начале лета осталась без горячей воды, сообщили, что коммунальной отрасли в этом году исполнилось 355 лет и что первым знаменательным событием в ее истории стало появление древнего «Наказа о городском благочинии» царя Алексея Михайловича, вошедшего в «Новый свод законов» от 1649 года. Впоследствии «наказы» различных высших государственных лиц регулярно следовали один за другим. Однако пристальное внимание со стороны политиков никогда не мешало ЖКХ, до сих пор предоставляющему услуги с помощью деревянных водопроводов, выглядеть весьма скромно на фоне других отраслей.

Годовщина создания компании «Российские коммунальные системы» праздновалась менее грандиозно. В официальной части «засветилась» лишь Торгово-промышленная палата, внезапно назвавшая РКС «лучшей компанией России в области внедрения новых технологий и стандартов». Да еще накануне сюрприз преподнес один из главных соучредителей компании – Газпромбанк, уступивший свои 25% акций РКС неизвестному инвестору. Впрочем, несмотря на то что событие не было отмечено изобилием подарков, именно оно наверняка приведет к наиболее значительным последствиям для отрасли. От успеха первого глобального бизнес-проекта в сфере ЖКХ будет зависеть, получит ли российское коммунальное хозяйство необходимые инвестиции и сможет ли оно превратиться в настоящий бизнес общенационального масштаба.

 

Низкий старт

 

Модель «Российских коммунальных систем» очень близка к «концессионной». Компания заключает долгосрочные договоры аренды с муниципальными собственниками инфраструктуры ЖКХ, а затем инвестирует в развитие и улучшение полученных активов (речь идет о готовности инвестировать в ЖКХ $700 млн до 2009 года). Как считают в РКС, уже сейчас можно добиться уменьшения административных и технологических затрат коммунальных предприятий на 20 – 30%. В итоге муниципалитеты станут получать арендную плату, а также сохранят контроль над тарифами и право собственности на сданные в аренду предприятия, освободившись при этом от необходимости их модернизировать. Прекрасный вариант для отрасли в ситуации, когда, как подсчитали аналитики компании ФБК, на протяжении пяти лет наблюдалось сокращение доли расходов на ЖКХ в общем объеме бюджетных расходов и доли инвестиций от всего объема инвестиций в российскую экономику. Обязанность же развивать инфраструктуру ЖКХ, а также риски сбора средств с недисциплинированных потребителей перейдут к «Российским коммунальным системам».

Свои задачи РКС уже выполняет: в 12 регионах, в которых компания выполняет функции сбыта коммунальных услуг, собираемость денежных средств с потребителей возросла с 52% до 80%. В РКС надеются, что за счет снижения издержек и увеличения эффективности работы вложения окупятся и позволят получать стабильную прибыль. Правда, ее размеры эксперты «Российских коммунальных систем» предсказать пока не могут, ограничиваясь другими прогнозами: в 2004 году объем продаж РКС должен составить $500 млн, а в 2005-м – уже $2 млрд.

Оценить долю РКС на рынке коммунальных услуг достаточно сложно. По данным Агентства по строительству и ЖКХ (такое название сейчас носит бывший Госстрой), в 2003 году в России было оказано коммунальных услуг на 805,7 млрд рублей. Если из этой суммы исключить услуги по обслуживанию жилищного фонда, которые не относятся к сфере специализации компании (снабжение водой, теплом, электричеством и газом), то доля РКС окажется близка к 1%. Впрочем, из-за того, что в России нет единого федерального рынка коммунальных услуг, эта оценка выглядит весьма приблизительной. Корректнее говорить о присутствии «Российских коммунальных систем» на локальных рынках. Так, дочерние компании РКС уже имеют 50 контрактов на управление коммунальным имуществом в 15 городах и отвечают за обслуживание 4,5 млн потребителей.

 

Выход – рубль...

 

Кажется, что описание модели является единственной действительно несложной составляющей бизнеса «Российских коммунальных систем». На самом деле трудности подстерегают компанию во всем, и начинаются они со взаимоотношений акционеров. Учредителями РКС являются сразу семь российских финансовых и промышленных компаний, причем ни одна из них не владеет даже блокирующим пакетом в мегапроекте. Так, по 25% акций в РКС год назад получили электроэнергетический и газовый монополисты: РАО «ЕЭС России» и «дочка» «Газпрома» – Газпромбанк. Кроме них по 10% в уставном капитале РКС имеют банк «Еврофинанс», компании «Интеррос», «Ренова», «Евразхолдинг» и «Кузбассразрезуголь».

В обычной жизни эти структуры, имеющие разные сферы интересов, не слишком дружат между собой. Однако считается, что в рамках РКС бизнесмены друг друга понимают. «Разногласия возникают в любом бизнесе, особенно на этапе становления, при разных стратегических целях акционеров, различной степени их вовлеченности в проекты ЖКХ,– говорит Михаил Слободин, гендиректор компании «Комплексные энергетические системы», которая управляет пакетом акций РКС, принадлежащим «Ренове». – Например, оживленную дискуссию вызывали вопросы о стратегических целях и задачах компании, о принципах построения бизнеса об эффективности функционирования команды. Конечно, пакет в 10% не позволяет нам принимать только те решения, которые мы хотим. Однако свои права мы вполне реализуем и в целом удовлетворены полученными результатами».

Можно было бы предположить, что в рамках РКС столь серьезных участников объединили большие деньги, а не большой политический заказ. Однако вряд ли это действительно так. Отвечая на вопрос корреспондента «Ко», руководитель Агентства по строительству и ЖКХ Владимир Аверченко заявил: «Жилищно-коммунальное хозяйство – это очень стабильный рынок, на котором потребитель платит в рамках своих возможностей. Однако ЖКХ не является высокодоходным. Более того, это социально опасная сфера, если действовать в ней неосторожно». О рисках, связанных с работой в отрасли, свидетельствуют данные агентства: в 2003 году общие убытки предприятий ЖКХ составили 71,4 млрд руб. (86 млрд руб. в 2002-м). Сведений о числе убыточных предприятий за 2003 год мы не нашли, в 2002-м эта цифра составляла около 60%.

Не исключено, что недавний выход Газпромбанка из РКС как раз и объясняется недостаточно быстрой для «Газпрома» окупаемостью средств в проекте, рассчитанном на долгосрочную перспективу. «Проект возможен, если частные инвестиции в него могут окупиться в разумный срок. Исходя из нынешних условий финансового рынка это 7 – 10 лет», – говорит зампредправления РКС Александр Баженов, отвечающий за стратегическое развитие компании.

Напомним, что в середине апреля 2004 года Газпромбанк продал свой пакет акций РКС «Объединенной финансовой группе» за 300 млн руб. Инвестора, в чьих интересах действовала ОФГ, обещают назвать на годовом собрании акционеров в конце июня. Однако предварительные выводы можно сделать уже сейчас. Доля в уставном капитале РКС обошлась банку в 250 млн руб. Таким образом, за год четверть компании выросла в цене всего на 50 млн руб. – совсем немного для опорного банка российского газового монополиста. «Газпром» хочет играть самостоятельную роль в ЖКХ. Вспомните о намерениях концерна, который владеет всеми магистральными газопроводами в стране, плотнее заняться доставкой газа конечным потребителям. И отдачу от своих ресурсов он наверняка получит раньше, чем РКС», – поясняет директор направления «Городское хозяйство» Института экономики города Сергей Сиваев. Добавим, что уже в ста городах системы коммунального теплоснабжения переданы по договорам аренды тепловым компаниям, созданным «дочкой» «Газпрома» – «Межрегионгазом».

 

...Вход – сто рублей

 

Вход на рынок коммунальных услуг оказался довольно сложным даже для располагающих деньгами инвесторов, вынужденных целый год заниматься антикризисным управлением. Модель реформы ЖКХ а-ля РКС рассматривали четыре десятка субъектов Федерации. Из них лишь 15 заключили с РКС краткосрочные договоры на управление коммунальным имуществом, и всего в восьми муниципальных образованиях развитие проектов идет строго в соответствии с планом, предусматривающим передачу коммунальной инфраструктуры в долгосрочное управление. В остальных городах все сложнее. Так, в Воронеже договор аренды решили расторгнуть власти, ссылаясь на отказ РКС платить по долгам арендованной компании «Воронежэлектросеть» и инициирование процедуры банкротства «Водоканала Воронежа» (конфликт здесь в самом разгаре). А в Кирово-Чепецке на расторжении договора настояла сама РКС, недовольная задержками в расчете арендной платы и тарифов на услуги водоканала и тепловых сетей. Отдельно следует сказать, почему РКС до сих пор не присутствует на наиболее емком московском рынке услуг ЖКХ, обеспеченном платежеспособным спросом. Официальных комментариев по этому поводу нет. В частных беседах менеджеры РАО все сводят к тому, что реализация достигнутых с трудом договоренностей с мэрией по поводу раздела «Мосэнерго» может очень осложниться, если столичным муниципальным хозяйством займется далекая от «отцов города» структура.

Одной из причин невысокого коэффициента полезной деятельности РКС стала недостаточно проработанная стратегия выхода компании на рынок. Изначально порядок действий был таким: РКС заручалась поддержкой областной администрации, затем подписывала протокол о намерениях с муниципальными властями, создавала дочернюю компанию и лишь после этого подыскивала подходящие для себя проекты. В случае если таковые находились, заключался краткосрочный (на 11 месяцев) договор аренды, во время действия которого необходимо было инвентаризовать, оценить и зарегистрировать коммунальное имущество муниципалитетов. Далее предусматривалась возможность пролонгации договора на 49 лет. Однако дело застопорилось: не все муниципалитеты, желающие работать с РКС, смогли найти деньги на регистрацию своего имущества, к тому же сам процесс мог бы растянуться на годы из-за низкой скорости работы бюро технической инвентаризации.

Специалистам «Российских коммунальных систем» понадобился год, чтобы предложить новую стратегию выхода на региональные рынки. Новые дочерние структуры теперь будут создаваться не раньше, чем у РКС появятся определенные договоренности о бизнесе. От местных властей потребуется не регистрировать имущество, а составлять «муниципальные заказы» с описанием требований к качеству и объему коммунальных услуг. Выполнять эти заказы станут арендованные РКС муниципальные предприятия. А все улучшения инфраструктуры ЖКХ, которые сделает РКС, будут компенсированы муниципалитетами в виде оплаты муниципального заказа.

Проблемы наверняка возникнут и здесь. Сторонам еще предстоит решить, в какой очередности будут происходить события: должны ли муниципалитеты сначала оплачивать «заказы» или же они смогут дождаться поступления арендной платы от РКС. Далее, сформулировать грамотные заказы, которые начнет выполнять сторонняя компания, смогут лишь высококвалифицированные работники муниципалитетов, которые, судя по общей неэффективности отрасли, сегодня в дефиците. Однако самая большая сложность заключается в том, как убедить работать с РКС армию муниципальных чиновников, «кормящихся» от предприятий ЖКХ. Вдобавок менеджерам РКС придется убеждать общественность, что приватизировать инфраструктуру отрасли их компания не собирается.

Впрочем, для РКС все складывается не так уж плохо. Юрий Тыртышов, курирующий в Агентстве по строительству и ЖКХ вопросы жилищно-коммунальной отрасли, заявляет: «Коммунальное хозяйство выступает одним из важнейших элементов социальной политики. Думаю, что между государством и РКС должно быть более четкое взаимодействие, сотрудничество должно быть более тесным». Однако прежнего Госстроя, который грозил отменой бюджетного финансирования регионам, участвующим в программах РКС, уже нет. А намерения нынешних регуляторов рынка установить с «Российскими коммунальными системами» тесные взаимоотношения могут привести к появлению нормального правового поля, которое облегчит работу в сфере ЖКХ и другим частным инвесторам.