Птицы высокого полета
Американский антимонопольный комитет в этом месяце должен вынести свой окончательный вердикт: будет ли позволено Tyson Foods, крупнейшему мировому производителю мяса домашней птицы поглотить компанию IBP, крупнейшего в мире производителя говядины и свинины. Решение довольно нелегкое – успешная транзакция сделает Tyson Foods абсолютным лидером мировой индустрии мясопродуктов, то есть мировым монополистом.
В один прекрасный день 1931 года американская семья Тайсонов – муж, жена и годовалый ребенок – поселилась в небольшом городке Спрингдейл, что в штате Арканзас. Там глава семьи Джон Тайсон начал заниматься обслуживанием местных птицеферм: доставлял им сено, фрукты и молодых цыплят. Поскольку доход этот нехитрый и бизнес приносил небольшой, то один из друзей Джона, торговец, посоветовал ему попытать счастья в более обеспеченных районах, где за тех же самых птенцов он получит в несколько раз больше. Джон решил послушаться совета и, заняв небольшую сумму денег, отправился на дальние заработки.
Начал Джон Тайсон с Чикаго, куда он и пригнал свой первый трейлер, доверху груженный отборными арканзасскими цыплятами. Однако за первую партию ему удалось выручить намного меньше, чем он предполагал, – всего $235, большая часть из которых пошла на уплату наделанных им долгов. Несмотря на то что денег осталось немного, Джон подумал, что если он будет более предприимчивым, то во второй раз ему удастся заработать больше, и на все, что у него осталось, он купил очередную партию самых лучших цыплят.
Тогда Джон Тайсон и не догадывался, что вкладывает деньги в бизнес, которому впоследствии он и его потомки посвятят всю жизнь. А созданная им компания через каких-то пятнадцать – двадцать лет перевернет всю птицеводческую индустрию Америки.
Парочка простых и молодых цыплят
Судьба действительно была к нему благосклонна, поскольку вторая и третья ходка из Спрингдейла оказались гораздо прибыльнее первой. В итоге Джон решил не ограничиваться одним Чикаго, а принялся колесить по крупнейшим американским городам.
Несмотря на довольно резвое начало, уже представившееся ему светлым будущее вскоре было заметно омрачено. Так случилось, что одновременно от дальнейшего сотрудничества с Джоном Тайсоном отказались сразу два основных поставщика цыплят и корма. Поэтому Тайсону надо было срочно решать, где в дальнейшем брать цыплят и чем их кормить. Решение пришло само собой.
Поскольку Джон и раньше задумывался о том, что простая спекуляция – довольно бестолковое и скучное занятие, то отказ поставщиков только подтолкнул его к принятию кардинального решения. Джон решил, что с этого дня он сам будет контролировать свою продукцию от рождения цыпленка до того момента, как он попадает на стол. Джон задумал то, что в экономике принято называть «вертикальной интеграцией».
Недолго думая, Джон купил несколько инкубаторов и принялся разводить цыплят. Через некоторое время его птиц вполне хватало для всех крупнейших птицеферм Спрингдейла. Корм для птенцов ему пришлось тоже делать самому. В итоге в 1943 году у Тайсона были собственные цыплята, корм и небольшая компания по их транспортировке. Недоставало только собственной птицефермы по их выращиванию.
В поисках птицефермы Тайсон совершил первое в своей жизни крупное приобретение – купил спрингдейлскую компанию, владеющую бройлерной фермой. Через два года Джон сделал, как оказалось позже, не менее ценное приобретение – купил редкую породу мясистых хэмпширских цыплят. Имея на своей ферме несколько разновидностей пород, он принялся скрещивать их, тем самым преступив все «птицеводческие» каноны. Полученные Тайсоном цыплята оказались гораздо лучше, чем племенные породы. И именно эти цыплята впоследствии завоевали славу лучших американских бройлеров, принеся своему «производителю» огромное состояние. К началу 50-х Тайсон производил уже около 96 тыс. бройлеров в неделю.
Курица – не птица, а средство обогащения
Дела Тайсона шли довольно успешно, пока на рынке не появились более крупные и сильные конкуренты. В то время такие крупные птицеводческие компании, как Swift и Swanson, все ближе подбирались к Арканзасу, наступая на пятки местным производителям и дистрибуторам.
Пропорционально их приближению дела Tyson Feed – именно так стала называться компания Джона Тайсона – да и других сравнительно небольших компаний стали ухудшаться. Ужесточилась конкуренция: одним и тем же бизнесом занимались уже девятнадцать компаний-конкурентов. Кроме того, «птичью идиллию» портили и участившиеся вспышки различных заболеваний.
Видя, что Tyson Feed почти не справляется с делами, Swanson предложил Джону Тайсону продать им свою компанию. Но тот не сдавался. Он понимал, что, будь у его компании профессиональный менеджер, справиться с кризисом было бы проще. Поэтому в 1952 году Тайсон предложил своему сыну Дональду оставить учебу в Арканзасском университете и присоединиться к его бизнесу в качестве главного менеджера.
С первых дней совместной работы Дональд стал правой рукой отца, и вместе «команда Тайсонов» начала рыночную экспансию. Для начала младший Тайсон разработал стратегию компании. Звучала она просто. Правило первое: не зацикливаться на каком-либо одном сегменте рынка, даже если он приносит неплохую прибыль. Правило второе: любой инвестиционный проект должен быть хорошо просчитан.
К середине 50-х годов Tyson Feed производила порядка 12 тыс. цыплят в неделю, а годовой оборот компании достиг отметки в $1 млн.
В это время Джон Тайсон принял решение обзавестись небольшим перерабатывающим заводом. Для этого у него было два пути: либо привлекать к строительству стороннюю профессиональную компанию, либо попытаться организовать производство своими силами. Не договорившись со строительной компанией, Джону пришлось действовать самому. Зная, что отец уже выкупил землю, Дональд упросил его поручить все строительные заботы ему, взяв под строительство $75 тыс. Несмотря на то что Дональд не уложился в запланированный бюджет, истратив около $90 тыс., отец остался доволен результатом. Наконец-то у компании появилось собственное производство.
Расширяйся или уходи
Шестидесятые годы готовили Тайсонам новые испытания. Себестоимость продукции на протяжении восьми месяцев превышала рыночные цены. Однако Тайсоны были крепкие ребята и, выдержав испытания, вышли на рынок яиц и открыли сразу несколько офисов в деловом районе Спрингдейла.
В 1963 году Tyson Feed была переименована в Tyson’s Foods и стала публичной компанией. На собранные за продажу акций деньги Тайсоны сразу же совершили одно из наиболее важных своих приобретений – купили компанию Garret Poultry.
Несмотря на то что дела Tyson’s Foods шли в гору, она оставалась довольно уязвимой: Тайсонам никак не удавалось выйти на более-менее устойчивый уровень доходов – цены на их продукцию то взмывали до потолка, то уходили вниз.
К середине 60-х Дональд Тайсон подкорректировал выбранную им стратегию, добавив к ней третий пункт: расширяйся или уходи с рынка.
Однако Дональду пришлось расширяться уже в одиночку. Автомобильная катастрофа, случившаяся в 1967 году, унесла жизнь сразу обоих родителей – Хелен и Джон Тайсоны трагически погибли.
К этому времени Дональд уже прочно обосновался в кресле президента компании. Вначале он несколько свернул с выбранного отцом пути, начав развивать наиболее прибыльные продуктовые линии: корнуэлльских кур, столовые яйца и ростеры. Зато в остальном он следовал отцовской стратегии – на протяжении всех 60-х Tyson’s Foods непрерывно расширялась. В период с 1966 по 1989 год компания совершила 19 различных приобретений – в частности, заполучила такие крупные торговые марки, как Franz Foods и Prospect Farms.
70-е годы оказались эпохой расцвета для «куриной» отрасли. Американцы, осознав наконец всю выгоду и прелесть потребления куриного мяса, увеличили спрос на него в несколько раз. И если в 1968 году Tyson’s Foods выпускала не более 54 млн бройлеров в год, то в начале 70-х эта цифра увеличилась до 72 млн.
В это время Tyson’s Foods впервые представила на потребительском рынке продукты дальнейшей переработки и открыла первую розничную точку по продаже бройлеров Chicken Huts. Оценив заслуги Tyson’s Foods, американский журнал Fortune поставил компанию на первое место в своем рейтинге «Восхитительных компаний».
На этом молодой президент вовсе не собирался останавливаться. Вслед за уже присоединенными компаниями последовали поглощения не менее раскрученных брэндов Krispy Kitchens, Ocoma Foods, Vantrees Pedigree и Wilson Food. Новый автоматизированный завод по производству корма гармонично их дополнил.
...и превратился в прекрасного лебедя
Однако за периодом роста и абсолютного благополучия последовала новая полоса неудач. 1974 год оказался просто разорительным для большинства птицеводческих компаний. Продовольственный дефицит, во многом связанный с большими размерами экспорта, молниеносно взвинтил цены на всю мясную продукцию.
Похоже, что у Тайсона на рыночные спады был иммунитет. Преодолев кризис, Tyson Foods (новое название с 1972 года) продолжил скупать нужные его компании торговые марки. Кроме того, Tyson Foods вышла на новые для себя сегменты рынка: свинину и продукты-полуфабрикаты. К концу 70-х Tyson Foods стала вторым номером среди производителей свинины в США – 7500 свиней в неделю.
80-е годы прошли под девизом новых приобретений и масштабного роста. К Tyson Foods перешла миссурийская компания Honeybear Foods. А в 1983 году компания начала дальнейшую продовольственную диверсификацию, приобретя компанию Mexican Original, выпускающую зерно и муку. Это поглощение увеличило доходы компании до $1 млрд.
В 1986 году Tyson Foods был близок к тому, чтобы стать лидером по производству мяса домашней птицы. Для этого ему нужно было поглотить еще одну крупную марку – Holly Farms. Но на эту же компанию претендовал и один из главнейших конкурентов Tyson Foods – компания ConAgra. Битва за брэнд длилась ровно два года. И только в начале 1989 года Дональд Тайсон заполучил Holly Farms. С этого времени рыночная доля Tyson Foods составляла уже 27 %.
Оставшийся до начала 90-х год ушел на то, чтобы расширить продовольственный ассортимент и усовершенствовать организацию компании, оборот которой превысил 2,5 млрд. Планы рыночной экспансии не давали покоя Дональду Тайсону ни на минуту. В 1992 году его компания совершила очередной скачок, купив Arctic Alaska Fisheries и Louis Kemp Seafood – компании, специализирующиеся на переработке морепродуктов. В 1995 году Tyson Foods купила Culinary Foods – производителя 700 наименований продовольственных товаров, а в 1997-м – калифорнийскую компанию Mallard’s Food Products, третьего по величине гиганта кулинарной отрасли и производителя свежезамороженных блюд. В 1998 году Tyson Foods заключила сделку по слиянию с одним из своих злейших конкурентов – Hudson Foods, окончательно укрепив этим свои позиции на рынке домашней птицы. Таким образом, к концу 1994 году продукция Tyson Foods продавалась уже в 54 странах мира.
Наркоман, алкоголик и взяточник
Вместе с Дональдом дело Джона продолжил его внук – Джон Х. Тайсон. В его бурной молодости он злоупотреблял крепким алкоголем и наркотиками. Но в 1990 году Тайсон-младший «завязал» и получил должность президента подразделения Tyson Foods, отвечающего за производство говядины и свинины.
Однако наркотики оказались не единственным пятном на его репутации. Очень скоро младший Тайсон умудрился ввязаться в один из громких политических скандалов. Как оказалось, лоббируя свои интересы, Джон Х. Тайсон вместе с другими представителями продовольственных компаний несколько раз давали взятки бывшему секретарю министерства сельского хозяйства Майку Эспи. Несмотря на то что взятки были немалыми и Эспи во всем признался, он отделался условным наказанием. Конфликт был быстро улажен. Общественность порешила, что это произошло именно благодаря могуществу и влиянию фамилии Тайсонов.
Очень скоро Джон Х. Тайсон занял кресло председателя совета директоров и должность СЕО в Tyson Foods. Стоит сказать, что в бизнесе Джон оказался довольно удачлив и трудолюбив. Он продолжил развитие задуманных дедовских проектов и заметно укрепил имидж Tyson Foods. Кстати, инициатива слить IBP с Tyson Foods принадлежала именно ему. «Объединив компанию номер один по производству птицы и лидера по производству говядины и свинины, мы создадим уникальную трансконтинентальную корпорацию», – заявил Джон Х. Тайсон. В настоящее время судьба сделки находится в руках акционеров Tyson Foods и антимонопольных органов.