Пусто как в банке
Банки и страховые компании тратят сотни тысяч долларов, рекламируя свои новогодние продукты для частных клиентов. Вот только слышит ли призывы финансистов население?
На Тверской и 1-й Тверской-Ямской улицах расположилось более десятка отделений российских розничных банков. Поэтому в целях экономии времени мы решили провести свою «инспекцию» кредитных организаций в центре Москвы.
В десять утра в банке «Сосьете Женераль Восток» был лишь один клиент, который что-то тихо обсуждал с операционистом.
В ответ на вопрос обозревателей «Ваших денег», предлагает ли банк специальные новогодние программы для частных клиентов, операционистка молча протянула нам листок с новыми тарифами. Праздничные ставки по вкладам отличались от обычных всего на 0,25 – 1 процентных пункта. Причем повышение распространялось всего лишь на трехмесячный депозит. По более длинным вкладам доходность осталась без изменений. Беседуя с сотрудницами отделения, мы выяснили, что при продлении «праздничного» депозита нам придется перезаключать договор по тем ставкам, которые будут действовать в банке через три месяца. Как изменится тарифная политика банка, никто, разумеется, не знает. Впрочем, «дочки» иностранных банков обычно не слишком балуют своих клиентов высоким доходом по депозитам. И более чем скромное новогоднее повышение ставок (по трехмесячному депозиту можно получить 5% годовых вне зависимости от валюты и объема вклада) лишнее тому подтверждение.
В Финансбанке, который расположился по соседству с «Сосьете Женераль», нам заявили, что, к сожалению, никаких новогодних подарков для клиентов не предусмотрено. То же самое мы услышали в отделениях Сбербанка, Банка Москвы, Райффайзенбанка.
Зато в офисе МДМ нам довольно подробно рассказали про все достоинства «Новогоднего» вклада. Не забыли сотрудницы банка упомянуть о том, что при открытии этого депозита клиенты бесплатно получат карточки Visa Classic MasterCard Mass (стоимость годового обслуживания обычно составляет $19). При этом нам честно сказали, что на карточный счет нужно сразу же внести $200, в противном случае подарка не будет. Заботится МДМ не только о своих программах, но и об акциях платежных систем. Нам вручили маленькие буклеты, где рассказывалось о том, как можно поучаствовать в розыгрыше призов MasterCard. На вопрос, предлагает ли аналогичную программу Visa International, нам порекомендовали обратиться за информацией на официальный сайт платежной системы. Visa не стала рассылать по банкам информацию о своей промо-акции.
В отделении «Альфа Банк Экспресс» красовалась реклама, обещающая каждому клиенту, открывшему текущий вклад на сумму не менее 6000 рублей подарок в виде кожаного портмоне для пластиковых карт. Схожая программа «премирования» у «Альфы» была летом 2002 года. Тогда, правда, банк дарил водонепроницаемые чехлы для пластиковых карт.
Кроме того, в «Альфе» нам предложили открыть непролонгируемый вклад «Зимние каникулы», ставки по которому в среднем на 1 – 1,5 процентных пункта выше, чем по стандартным депозитам в банке. Максимальный срок действия вклада составляет 3 месяца, а вот дополнительных подарков по этому продукту не предусмотрено.
Сувенир в виде фирменной ручки мы получили в Пробизнесбанке, когда за менеджером записывали условия новогодней программы. Банк прибавил 1 процентный пункт по депозиту с многообещающим названием «Вклад на ваших условиях» (клиент сам выбирает срок, сумму вклада, вид процента, исходя из этого, банк устанавливает процентную ставку). После нескольких минут расчетов выяснилось, что, положив на год 3000 рублей, мы можем рассчитывать на 13,5% годовых.
Во всех отделениях банков, где мы были, царили тишина и спокойствие, не было не только очередей – редко где можно было встретить трех-четырех клиентов. Единственное исключение – столпотворение в Импэксбанке, офис которого временно расположился на втором этаже гостиницы «Минск». Охранник банка лично отводил каждого клиента в комнату к операционистам и никого не пропускал без очереди. На наш вопрос «почему здесь столько людей?» охранник многозначительно ответил: «А почему люди в банки ходят?»
В банки люди ходят за деньгами: больше половины клиентов заполняли заявки на получение потребительских займов. «Импэкс» снизил на 2 процентных пункта – до 18% годовых – ставку по своей программе «Народный кредит». А вот все остальные условия, как нам объяснила сотрудница банка, остались прежними. То есть для того чтобы претендовать на кредит, придется принести с работы справку по форме 2НДФЛ, копию трудовой книжки, а также два документа, подтверждающие личность. Кроме того, нас честно предупредили, что за каждый месяц пользования кредитом следует уплачивать комиссию в размере как минимум 0,5% от суммы займа (максимальный размер займа – 300 000 рублей). Придется также еще застраховать жизнь, а это еще дополнительные траты: Отметим, что всей этой информации в рекламном буклете не было.
«Скидок нет!»
Офисы страховых компаний, в отличие от банковских отделений, не сконцентрированы в одном месте. Поэтому, чтобы не терять время на поиски, мы решили обойти лишь «наиболее удобные» отделения страховщиков, а именно те, которые расположены на пути от дома до редакции.
Ближайший страховой офис оказался в соседнем доме – «Юго-Западное» агентство «Росгосстраха» на проспекте Вернадского. Кроме нас в офисе не было ни одного клиента. Видимо, российские автолюбители оставили «на потом» пролонгирование полисов по обязательному страхованию автогражданской ответственности, заключенных в конце декабря прошлого года (тогда они в спешном порядке покупали полисы ОСАГО, опасаясь штрафов).
Начало было вполне оптимистичным. Нам не только довольно грамотно рассказали о полисах страхования обязательной автогражданки и «РГС-Экспресс-Квартира» («коробочный» продукт, в котором уже указаны несколько вариантов страховых сумм и соответствующие им взносы), но даже подсказали, как сэкономить время, предложив заполнить дома анкету-заявление на страхование ОСАГО. Правда, когда мы поинтересовались, полагается ли нам скидка за покупку сразу двух полисов, к тому же – в предновогоднюю пору, то получили твердый отказ. «В течение первого года страхования мы будем с вами знакомиться, мы же вас совсем не знаем. А потом – посмотрим», – заявила страховщица.
Чтобы быть ближе к народу, многие страховщики открывают свои офисы продаж в супермаркетах. Недалеко от метро «Юго-Западная» в «Перекрестке» обосновалась компания РОСНО. То, что именно здесь РОСНО продает полисы ОСАГО, было видно издалека. Красочные рекламные плакаты страховщика «ездили» не только вместе с раздвижными дверями супермаркета, но и на тележках для продуктов. Зато у столика агента, несмотря на разгар рабочего дня и ожидаемый спрос на полисы страхования обязательной автогражданки, никого не было. Подождав около 15 минут, мы обратились за помощью к девушкам-кассиршам. «Мы редко здесь кого-либо видим. Иногда агент приходит после обеда». Кстати, на сайте страховщика указано, что застраховаться можно начиная с 11 утра.
В расположившемся недалеко офисе «РЕСО-Гарантии» клиентов тоже не было. Сценарий «Росгосстраха» практически повторился: нам снова предложили ОСАГО, а также купить один из «коробочных» продуктов компании – полис страхования имущества «Домовой-Эконом». Объяснив, что при достаточно невысокой стоимости (всего $150 в год) этот полис гарантирует защиту как самой квартиры, так и отделки, оборудования и гражданской ответственности ее владельцев перед соседями. На этот раз для чистоты эксперимента мы твердо решили держаться до конца и потребовали новогоднюю скидку. «Какая скидка?! – брови агента поползли вверх. – Этот полис уже и так льготный».
Потерпев фиаско, мы решили действовать наверняка и посетить офис страховщика, который уж точно проводит новогодние акции, дарит подарки и предлагает рождественские скидки. Выбор пал на «Согласие» – помимо сувениров, компания обещала всем купившим в декабре и январе полис ОСАГО в ее офисах 10-процентную скидку на добровольную «автогражданку», предлагая «достраховаться» до суммы 450 000 руб. всего за 50 руб.
Найти ближайшее «Согласие» оказалось непросто. И зайти сразу в здание, где расположился офис компании недалеко от метро «Проспект Вернадского» нам не удалось – необходимо было выписать пропуск. Чтобы получить в пропускном бюро бумажку с номером внутреннего телефона «Согласия», потребовалось около 10 минут. Еще столько же, чтобы спустившаяся за нами агент выписала пропуска.
О том, что при добровольном «достраховании» после покупки полиса ОСАГО нам положена скидка, агент даже не упомянула. А вполне невинный вопрос обозревателей «Ваших денег» о том, какие случаи являются страховыми в имущественном страховании, поставил агента в тупик. Ответа мы так и не дождались: девушка забыла дома правила имущественного страхования. Правда, взамен она предложила нам прочитать буклет с информацией о компании.
Убедившись, что и у банкиров и страховщиков нет ни Нового года, ни праздничного настроения, мы решили подождать с приобретением финансовых продуктов. А деньги потратить на одной из рождественских распродаж в модном магазине.