Пусто не бывает
На месте признанных самостроем и снесенных торговых киосков в Москве возникают сомнительные арт-объекты, выставки с плакатами к юбилею района или просто царит унылая пустота. Похоже, с обустройством освобожденных от незаконной торговли территорий в столице пока не все просто.
«Памятник Левиафану», «Скелет диплодока» и даже «Портал в другое измерение» – это далеко не все названия, которыми наградили в Интернете, к примеру, сооружение на Пушкинской площади на месте торгового центра «Пирамида».
Как оказалось, это переехала «поближе к народу» из Камергерского переулка новогодняя инсталляция «Лотос» – по случаю фестиваля «Московская весна». Там же появятся две цветочные арки, обещает глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк.
До конца не ясно, останется ли «Лотос» в городе и после фестиваля. Пока открыт вопрос, что именно будет с другими освободившимися после сноса павильонов площадками. Окончательного решения у чиновников, похоже, нет: например, на портале «Активный гражданин» еще недавно вовсю шло обсуждение, стоит ли возвращать очищенным от киосков Сухаревской и Тургеневской площадям исторический облик, а руководство московского метро предлагало уже после сноса организовать вместо ларьков парковки.
Похоже, куда быстрее в городе рискуют появиться не новые скверы и площади, а все те же киоски, правда, уже «правильного», одобренного чиновниками, образца. Разнообразие не допускается – можно лишь выбрать один из трех проектов. Киоски «Пресса» с узорными башенками под старину уже появились на столичных улицах.
Конкурсы на право аренды торговых площадок пройдут в последних числах апреля, еще одна сессия торгов намечена на май. Всего город разыграет право аренды на 523 объекта нестационарной торговли, что само по себе капля в море: в прошлом году в столице действовало более 8000 киосков, включая «Прессу», и столько их уже вряд ли будет.
Впрочем, дело даже не в количестве. Купить овощи, молоко, не говоря уже о хлебе, как зачастую делали москвичи в уличных ларьках, уже не получится – киоскам предписано соблюдать специализацию. В большинстве будут торговать мороженым или прессой – киоски именно этих «профессий» разыграют столичные власти на предстоящих торгах. Если к аренде предлагают 340 киосков со специализацией «Мороженое», то киосков по торговле хлебом всего пять, молоком – восемь, овощами и фруктами – 19.
«Хорошо, что Москву хотят накормить мороженым, но киосков других специализаций крайне мало», – замечает Сергей Рак, генеральный директор компании «Маркон» и глава комитета по франчайзингу общественной организации «Опора России».
К тому же, стоимость аренды киоска «Молоко» или «Мясная гастрономия» обойдется предпринимателям куда дороже – арендная ставка, с которой стартуют торги, начинается с 30 000 руб. в месяц. Мороженщикам киоски отдают в аренду со стартовой ценой от 7000 до 9000 руб.
«Скорее всего, город не смог их продать по той цене, по которой хотел. По 9000 руб. торгуются киоски, которые не расторговались в прошлом году, 140 киосков было выставлено в конце года, и спрос был примерно на половину, настолько высока цена», – объясняет Сергей Рак.
Отдельный вопрос, смогут ли городские власти окупить за счет снизившейся аренды затраты бюджета на производство киосков нового образца, стоимость каждого из которых переваливает за 1 млн руб. Например, этой зимой департамент торговли и услуг г. Москвы разместил четыре закупки на общую сумму 2,5 млрд руб. по приобретению киосков, и стоимость 1 кв. м в среднем составляла 220 000 руб. Киоски для города производит компания «Все сам», победившая в большинстве конкурсов.