Пустой бак Лужкова

«Сибнефть» пожинает первые плоды смены основного акционера. Едва попав под крыло «Газпрома», нефтяная компания смогла разрешить конфликт, который длился более трех лет. «Сибнефть» перехватила у столичного правительства контроль над Московским НПЗ, который обеспечивает около 50% топливного рынка города.

 

Борьбу за этот актив «Сибнефть» начала в 2002 году после покупки 38% акций предприятия. Став миноритарием завода, компания Романа Абрамовича решила полностью прибрать его к рукам. Союзником «Сибнефти» выступила «Татнефть», владевшая 8% акций МНПЗ. Нефтяные компании не раз выбирали альтернативные советы директоров московского предприятия. Однако суд всегда вставал на сторону столичной мэрии, которой принадлежал контрольный пакет акций завода.

 

Ситуация изменилась после того, как нефтяной бизнес чукотского губернатора был выкуплен «Газпромом». На первом же заседании столичный арбитраж признал незаконной выплату дивидендов по привилегированным акциям НПЗ за 2004 год. В результате «префы» завода получили статус голосующих акций, доля «Сибнефти» и «Татнефти» в предприятии выросла до 56%, а пакет столичных чиновников «усох» до 43%.

 

По словам пресс-секретаря Московской нефтегазовой компании (номинального владельца акций МНПЗ, принадлежащих столичному правительству) Николая Фролова, решение суда будет оспорено в других инстанциях. Наиболее логичным шагом в этом случае может стать банкротство перерабатывающего завода. Столичное правительство является крупнейшим кредитором Московского НПЗ – последний задолжал подконтрольным мэрии структурам, в том числе Банку Москвы, около 2,5 млрд руб. Расплатиться по долгам предприятие не в состоянии. Ему не принадлежит большая часть произведенного топлива – поставщики нефти платят лишь за переработку. Поэтому прибыль завода не превышает 30 млн руб. в год. В случае банкротства Москва на правах основного кредитора продолжит управлять НПЗ. Впрочем, по словам зампредправления «Газпрома» Александра Рязанова, у столицы нет шансов вернуть контроль над ним. «Это наш завод, и мы будем им управлять», – уверен Рязанов.

 

Если мэрия выполнит свое обещание и продолжит борьбу за завод, Москва может столкнуться с дефицитом бензина. Такая ситуация уже возникала три года назад, когда «Сибнефть» только вступила в схватку с московскими чиновниками за контроль над НПЗ. Многие поставщики тогда перестали отгружать сырье на завод, и ему пришлось сократить производство до минимума. Не исключено, что похожая проблема возникнет и в ближайшем будущем. Компенсировать нехватку горючего в Москве могут ближайшие перерабатывающие предприятия – в Рязани и Ярославле, но транспортные расходы в любом случае скажутся на розничной цене бензина.