Пустой стакан
ПРОШЛО уже почти 12 лет со времени падения Берлинской стены, но только половина стран Центральной Европы (бывшие сателлиты СССР) после подведения экономических итогов могут заявить о том, что достигли уровня ВВП 1989 года. Таким образом, только пять из этих десяти государств, которые сегодня стоят в очереди на вступление в Европейский союз, преодолели болезненный и трудный переходный этап.
Все это напоминает старую историю со стаканом, который наполовину полон или наполовину пуст – в зависимости от настроения того, кто на него смотрит. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), недавно представивший отчет о своей деятельности за последние годы, считает, что стакан наполовину полон. Воздадим должное их оптимизму, хотя президент ЕБРР Жан Лемьер нехотя признает, что «переходная фаза оказалась гораздо труднее, чем это казалось десять лет назад».
Хотелось бы знать, как так получилось, что никто на Западе не смог дать более или менее точный прогноз. Между тем найти ответ на этот вопрос очень важно, так как нельзя принимать правильные решения с перспективой на будущее без понимания прошлых ошибок. Но кажется, что от восточноевропейских стран (с некоторых пор называемых странами Центральной Европы) продолжают требовать форсирования курса на «реформы» без учета печального опыта.
Если под «реформами» понимать, например, введение международных стандартов, прозрачности банковских операций, гарантии прав собственности, соответствующее финансовое законодательство, соблюдение международных норм и т.д., то здесь нечего возразить. Действительно, непросто дать кредит (в прямом и переносном смысле слова) фирме под названием «Россия», если по итогам прошлого года оказывается, что бегство теневых капиталов превысило $26 млрд (по оценке Institute of International Finance).
К сожалению, очень часто на международном финансовом языке словом «реформы» называют жесткое и бесцеремонное введение самых экстремистских критериев либерализма и правил дикого капитализма. Забывая о том, что капитализм и правовое государство на Западе складывались на протяжении столетий в довольно специфических условиях. Не желая понять, что рецепты построения капитализма в Америке, Англии, Германии похожи, но не одинаковы. Короче говоря, не хотят признать, что универсальных рецептов не существует. По крайней мере таких, которые дали бы быстрый результат, если экономическая реальность в этих странах игнорируется. Вот почему во многих восточноевропейских странах нарастает общественный протест против продолжения «реформ», которые оказались ошибочными или такими болезненными, что превратились в угрозу для жизни «пациента», которого должны были поднять на ноги.
Приходится признать, что некоторые восточноевропейские столицы были наивны в своем гневе и растерянности перед лицом решения Евросоюза ограничить свободу передвижения рабочей силы из Центральной Европы в страны Европейского союза на первые семь лет после их вступления в ЕС. Получается, что добро на передвижение капитала во всех направлениях было дано незамедлительно. А с миграцией рабочей силы попросили подождать. Озабоченность западных стран вполне понятна: они явно не в силах противостоять ни в социальном, ни в культурном, ни в экономическом плане такому удару.
Кроме самих трудностей и опасений в странах Европейского союза существуют еще и условия, которые ставятся из-за океана, направленные на то, чтобы связать руки Европе в ее восточной политике. Понятно, что здесь имеется в виду не только Центральная Европа, но особенно республики бывшего СССР, и прежде всего Россия. Вашингтон, например, настаивает на том, чтобы ЕБРР прекратил предоставлять кредиты восточноевропейским странам, которые должны вступить в Европейский союз. А ЕБРР послушно следует этому указанию. Если прежде кредиты направлялись по большей части в страны Центральной Европы, то в следующие пять лет $3,4 млрд будут ежегодно направляться в республики бывшего СССР и на Балканы.
Но и тут Вашингтон оставляет за собой право требовать прекращения кредитования тех стран, которые не соответствуют критериям западной демократии. Первыми в списке на исключение стоят Белоруссия Лукашенко, Казахстан Назарбаева и Туркменистан Ниязова. В этом же списке и Россия Путина.
Все хорошо помнят, что в этом списке не было России Ельцина и Туркменистана Ниязова (когда тот сотрудничал с Unocal e Delta Oil, когда планировалось протянуть нефте- и газопровод через территорию Афганистана). Уже сейчас ясно, что США не хотят, чтобы европейцы слишком интересовались делами в экс-советских республиках. Тем самым лишний раз предоставляя возможность каждому понять свои собственные интересы и найти свой способ защиты. Вот это правило универсально как для Европейского союза, так и для Центральной Европы и России.