Путь в «МАКС»
СПОСОБНОСТЬ испортить скверной организацией любое даже по-настоящему стоящее мероприятие, похоже, стало русской национальной чертой. В этой мысли меня утвердило посещение авиасалона «МАКС-2001» в подмосковном Жуковском. Я, конечно, понимаю, что Летно-испытательный институт (ЛИИ) им. Громова – режимное предприятие, его автостоянки не рассчитаны на машины праздношатающихся любителей авиации, но, черт возьми, не до такой же степени... Впрочем, по порядку.
Найти дорогу на авиасалон людям, никогда не бывавшим в этом живописном уголке Подмосковья, не просто, а очень просто. Но не по временным указателям «Авиасалон», которых как раз могло быть и побольше, а по желто-зеленым жилетам подмосковных гаишников, выставленных сразу после съезда с Волгоградки по направлению на Жуковский (кстати, не стоит обращать внимания на плакат «Город Жуковский для въезда транспорта с 14 по 19 августа закрыт» – фуфло полное). Служители жезла и свистка торчат каждые двести метров на манер придорожных сусликов, польза от них приблизительно такая же, вреда, впрочем, тоже особого нет. Превышать скорость или совершать рискованные маневры на узкой двухполосной дороге, да еще в присутствии такой популяции представителей одной из древнейших профессий, желания не возникает. Итак, под взорами хранящих нейтралитет гаишников вы попадаете к месту проведения салона. О том, что вы практически в эпицентре событий, догадаетесь по машинам, рассованным по кустам за километр-полтора до проходной ЛИИ. О том, чтобы запарковаться у проходной, даже и не мечтайте: штатные стоянки ЛИИ отданы под машины разнообразной блатоты второго сорта (о первом – ниже). Но это далеко не конец путешествия. Поскольку ЛИИ, как уже было сказано, предприятие режимное, а к тому же (как пишут в авиабилетах) «неорганизованное перемещение по перрону и летному полю воспрещается», надо дождаться автобуса, который и ввезет вас на территорию выставки. Автобусов, конечно, мало, ездят они по замысловатой аэродромной траектории, так что после посадки и короткой поездки вас ждет разочарование: зачем тридцать минут стоять в очереди к колеснице, чтобы в давке подъехать на ней к точке, которая отстоит от начала маршрута на десять минут пешего хода (и почти видна от старта, что особенно обидно). Следующее разочарование не замедлит появиться: автобус привезет вас совсем не к самолетам, которые, впрочем, уже видны, а к пункту проверки билетов и содержимого сумок на предмет отсутствия «профессиональной фото- и видеоаппаратуры, горючих и взрывчатых веществ» и других, надо думать, шпионских штучек. Далее предстоит еще от километра до двух пешей прогулки до собственно экспозиции и павильонов участников. На этом, теперь действительно последнем, участке пути к «МАКСу» действуют три вида транспорта: ваши ноги (эффективно, но уже побаливают), микроавтопоезда с вагончиками (ходят редко) и машины со спецпропуском (это уже точно для избранных). Количество последних не поддается никакому учету и вызывает здоровое чувство социальной справедливости. Этому чувству не стоит поддаваться: после осмотра экспозиции вам еще предстоит обратный путь. В порядке рекомендации отмечу, что лучше дождаться закрытия выставки: оказавшись внутри коридора из солдат внутренних войск, вы избегнете кратковременной поездки в переполненном автобусе и, прогулявшись три-четыре км, выйдете к своей машине, которая в этот момент покажется вам лучшей на Земле.
Остается утешаться только тем, что дела занесли меня на «МАКС» не на день раньше. Хотя на открытие выставки Владимир Путин прилетел на вертолете, президентский автомобильный кортеж в Жуковский на всякий случай все равно приехал. Думаю, что по этому случаю машины рядовых россиян бдительные гаишники не рассовывали по кустам, а вешали на деревья, откуда желающие могли их снять собственными силами после отъезда президента.