Top.Mail.Ru
бизнес

Путешествие в «бесчеловечность»

Фото: ТАСС Фото: ТАСС

Логистика — динамичная сфера бизнеса, на которую влияют сразу несколько глобальных трендов: бурное развитие e-commerce, искусственный интеллект, роботизация и урбанизация, а также запрос на экологичность и устойчивое развитие. Специалисты сходятся во мнении, что требования, которые сейчас предъявляют к поставкам, потеряют актуальность уже через несколько лет. О том, как технологии изменят поставки и какой будет логистика будущего, в колонке для журнала «Компания» рассказал директор по логистике пивоваренной компании AB InBev Efes Ринат Динисламов. 

Человек-2021 

Вряд ли есть хоть одна сфера, на которую события 2020 года не оказали никакого влияния, и логистика в этом смысле не стала исключением. Одним из главных факторов перемен стала смена потребительской модели. Пандемия и самоизоляция выступили драйверами развития сектора e-commerce, который, по данным Data Insights, в 2020 году в зависимости от страны вырос от 5% (в США) до 58% (в России). 

Общее количество заказов во всех сегментах в РФ за год увеличилось на 78%. В зависимости от города число заказов в год на человека варьировалось от пяти (в Омске) до 21 (в Краснодаре). Изменение привычек и все более частые заказы в интернете спровоцировали развитие маркетплейсов, которые по большому счету представляют собой масштабные логистические сети с развитой системой складов, транспорта и обработки десятков тысяч заказов в день. 

Еще одним вызовом для логистики стал возросший на 9% на фоне переживаний о безопасности спрос на доставку «до двери». Несмотря на то что он продержался относительно недолго, на его месте возникла потребность в быстрой доставке товаров до пунктов выдачи, сети которых активно развиваются у всех крупных ритейлеров. 

Эти тренды спровоцировали изменения, которые связаны в первую очередь с масштабированием, новыми технологиями, цифровизацией и повышением качества сервиса не только для ритейла, но и для производителей. Это видно по темпам роста онлайн-продаж в B2B: они настолько высоки, что, по оценкам аналитиков DHL Express, к 2027 году объем рынка увеличится вдвое. 

Резкое изменение поведения и фактически появление нового типа потребителя стало причиной резкого качественного скачка для всей логистической отрасли. По оценкам DHL Express, всего за несколько месяцев пандемии цифровизация в торговле и логистике шагнула на 10 лет вперед благодаря росту спроса на трансграничные экспресс-доставки. Дополнительным фактором развития сферы стали, как ни странно, миллениалы, которые, занимая руководящие посты, принимают 73% решений в логистике. Во многом благодаря им можно объяснить темпы и эффективность цифровизации, ведь это то поколение, начиная с которого интернет стал повседневностью. 

Искусственный интеллект 

Если говорить непосредственно о трендах логистики, они во многом совпадают с общемировыми и встречаются в других сферах, но трансформируются под влиянием отрасли. Один из них — активное внедрение искусственного интеллекта. На сегодняшний день оно вкупе с автоматизацией является главным трендом в логистике, а успешная цифровизация — необходимым условием роста и развития отрасли.

Логистика — одна из наиболее подходящих для автоматизации сфер из-за последовательной цепочки действий. В большинстве процессов всегда есть четкие вводные и понимание, каким должен быть результат. Благодаря этому до 95% задач и каждодневных операций можно автоматизировать — это приведет к сокращению расходов до 30%.

Сейчас технологии искусственного интеллекта затрагивают десятки направлений работы логистических компаний: динамическое ценообразование, управление маршрутами, планирование поставок. По данным McKinsey, такие внедрения помогают логистике генерировать дополнительно 1,3–2 трлн долларов в год. 

Человек vs машина 

Отдельным перспективным направлением можно назвать роботизацию складов. Это не новый тренд — внедрять ее начали еще несколько лет назад, когда количество заказов выросло настолько, что обслуживающие склады работники перестали справляться с загрузкой. Известны даже случаи, когда интернет-площадки регистрировали до полумиллиона заказов в секунду. 

Электронный обмен данными обеспечивает возможность передачи деловой и (или) коммерческой информации между информационными системами партнеров электронным способом в виде стандартных структурированных сообщений. Это значительно облегчает работу и выполнение своих функций как покупателем (торговой сетью), так и поставщиком. 

При такой нагрузке и темпе работы ошибки сотрудников неизбежны, а скорость выполнения заказов значительно снижается, чего не может произойти при роботизации. На сегодняшний день большинство крупных компаний активно используют роботов в различных операциях — это видно по растущему спросу. В год количество складских роботов увеличивается более чем на 60% и к 2022 году достигнет почти миллиона экземпляров против 200 тысяч в 2018 году. 

Конечно, сейчас роботы далеки от футуристических представлений — они тоже допускают ошибки, не всегда могут распознать коробку, если ее внешний вид меняется, они дороги и требуют большого количества времени на обучение. Тем не менее постоянное развитие технологий компьютерного зрения и машинного обучения оказывают большое влияние на развитие складских роботов, постоянно расширяя их функционал. По оценке ряда экспертов, в таких условиях полностью роботизированные склады появятся уже через десять лет. 

Важно сказать, что даже частичное внедрение роботов позволяет повысить производительность. Кроме того, роботизация помогает до четырех-пяти раз уменьшить рабочий цикл и существенно сократить операционные расходы склада, ведь у роботов не бывает выходных, а емкости аккумулятора может хватить на 18 часов непрерывной работы. Такие внедрения заметны и в B2C-сегменте, где мы наблюдаем уже сейчас тестирование технологии роботов-доставщиков.

Другой тренд — доставка с помощью дронов, ее тестирует Amazon и другие компании. Использование беспилотников позволяет вывести доставку на новый уровень оперативности: компания рассчитывает сократить время от совершения заказа до получения товара до 30 минут. 

Прозрачность цепи поставок 

Еще один важный тренд: Real Time Visibility — возможность в реальном времени отслеживать местонахождение груза, его состояние и прогноз по доставке. Например, в AB InBev Efes внедряется система Track&Trace, разработанная совместно с «Яндексом». Она будет помогать отслеживать доставку и автоматически сообщать клиентам, успевает ли груз прибыть к назначенному времени. Кроме удобства, это даст возможность оптимизировать логистические процессы — не нужно будет уточнять актуальный статус заказа у диспетчера. 

Сегодня многие специалисты в логистике отмечают, что возможность отслеживания в реальном времени становится конкурентным преимуществом и позволяет минимизировать или предотвратить риски потери груза или задержки поставок. По данным опросов, крупные игроки логистической сферы сейчас возлагают большие надежды на технологии, которые могут обеспечить прозрачность, отслеживаемость и защищенность данных. Наиболее перспективной для этого является технология блокчейн, влияние которой станет ощутимым уже к 2022 году. 

Грузовики без водителей 

Беспилотные автомобили — еще одна разработка, о которой говорят последние несколько лет и появление которой окажет огромное влияние на многие сферы, в том числе на логистику. Уже сейчас разработкой беспилотных грузовиков занимаются такие крупные игроки, как Alibaba Group и Amazon.

В перспективе массовое использование беспилотников поможет ускорить логистические процессы. Правда, пока рано говорить о возможности таких автомобилей передвигаться самостоятельно. Скорее всего, первое время обязательным условием будет сопровождение человека. По крайней мере, в России закон о беспилотных автомобилях, который сейчас находится на стадии общественного обсуждения, предусматривает именно это.

Однако эксперты отмечают, что к 2040 году стоит ожидать, что автомобили без водителей будут сами загружаться на складах с помощью роботов и развозить товары по пунктам доставки практически без участия человека. 

Курс на «озеленение» 

Сегодня ни одна отрасль не может игнорировать экологическую повестку, особенно логистика. По данным экспертов, именно цепочки поставок являются причиной 90% воздействия компаний на окружающую среду. Если раньше этому не уделялось такого внимания, то сейчас экологичность становится необходимым условием для деятельности компаний. Например, в ряд европейских стран могут не пустить товары, произведенные с нарушением экологических требований, а 85% покупателей с большей вероятностью выберут продукт, произведенный компанией, следящей за своим «следом».

На этом фоне крупные компании все чаще говорят об оптимизации цепочек поставок. Для этого увеличивается доля железнодорожных перевозок, а также загрузка автомобильного транспорта, чтобы уменьшить число машин на линии и частоту рейсов. Параллельно сокращаются межскладские перемещения и расстояния между складами, повышается процент использования альтернативных источников энергии.

В будущем стоит ожидать массового распространения в логистике электромобилей, которые сейчас можно назвать трендом автомобильного рынка. Речь идет об электрогрузовиках, а также о транспорте на водородном топливе, который не наносит вреда окружающей среде. 

Все дороги ведут к клиенту 

Если говорить о российском рынке, то развитие отрасли в стране полностью соответствует международному. Это видно по бурному росту e-commerce и маркетплейсов. Однако пока сильнее всего заметен тренд на цифровизацию, и ее темпы впечатляют. Такие решения, как системы управления складом (WMS), системы управления транспортом (TMS), системы управления двором (YMS), системы интегрированного планирования (IBP) становятся не столько желательными, сколько необходимыми для обеспечения эффективной работы предприятий.

Динамика развития технологий показывает, что в ближайшем будущем большую часть работы станет выполнять искусственный интеллект. При этом специалисты должны будут понимать принципы работы систем и уметь встраивать в них правильную логику, то есть владеть технологиями машинного обучения.

В конечном счете все перечисленные тренды ведут логистику к главному принципу — клиентоцентричности. Логистика должна быть простой и удобной для конечного потребителя, а реализация этого принципа может стереть границы между офлайн- и онлайн-торговлей, сократив до минимума путь от производства до потребителя.

Еще по теме