Путейцы и путинцы

20.06.200500:00

Отставку президента ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) Геннадия Фадеева ждали долго. Практически с момента его прихода на смену прежнему министру МПС Николаю Аксененко. В начале 2002 года, когда давление прокуратуры на бывшего первого вице-премьера и несостоявшегося наследника Ельцина достигло пика,  в железнодорожном ведомстве многие предполагали, что его место займет очередной «чекист». Одной из наиболее вероятных кандидатур тогда считался заместитель министра транспорта Владимир Якунин, известный своей принадлежностью к «питерским» и личными отношениями с президентом Путиным. Однако предпочтение было отдано начальнику Московской железной дороги Геннадию Фадееву. По словам бывшего сотрудника аппарата правительства, главным аргументом, позволившим экс-премьеру Михаилу Касьянову* пролоббировать его кандидатуру, стал проверенный тезис «старый конь борозды не испортит». Фадеев уже был главным железнодорожником России с 1992-го по 1996 год и вполне успешно работал и с Гайдаром, и с Черномырдиным, и с Чубайсом. Кроме того, в отличие от Николая Аксененко, демонстрировавшего масштабные политические амбиции, новый «старый» министр таковых вовсе не имел, и его лояльность действующей власти всегда была вне подозрений.

Несмотря на эти примечательные качества, слухи о скорой отставке Фадеева не утихали практически ни на месяц с момента его назначения. Главной  их причиной было то обстоятельство, что Владимир Якунин отнюдь не выбыл из «гонки за лидером». Тогда же, в 2002 году, он был назначен первым заместителем Фадеева, а после преобразования МПС в ОАО «РЖД» стал первым вице-президентом. Однако занимая столь высокое положение, Владимир Якунин, по словам сотрудника одной из консалтинговых компаний, работавших по заказам МПС в тот период, практически не участвовал в подготовке концепции реформирования отрасли. «Соперничать в знании отрасли с «фадеевцами» он не мог. У него «спецподготовка» по другому профилю», – вспоминает консультант. Вероятно, по причине недостатка опыта, квалификации и профессиональной лояльной команды его повышение раз за разом переносилось, хотя поводов для назначения было вполне достаточно. Отставки Фадеева ждали и накануне реформы «РЖД» (октябрь 2003-го), и после ухода Касьянова (март 2004-го), но в каждом случае кадровому путейцу удавалось заручиться поддержкой Кремля и продлить свои полномочия. Время уходить пришло в мае 2005-го, когда никаких видимых причин для «перемены коней» не было видно даже на горизонте. Что касается причин невидимых, то, анализируя возможную подоплеку этого решения Кремля, остается заключить, что даже подчеркнутая лояльность сегодня уже недостаточна для карьерного выживания фигур подобного ранга. Процесс постепенной замены «семейных» и прочих протеже на ключевых постах в государственном бизнесе шел уже давно. Сейчас де-факто идет его завершение, когда главным условием для сохранения бизнес-феода становится уже не соблюдение ранее закрепленных обязательств, а только личная принадлежность к «питерской» группе.

Плохо или хорошо это для бизнеса в целом? Наверняка, как и любой монополизм, плохо. Однако никаких немедленных армагеддонов ждать тоже не стоит. Как свидетельствует опыт, приход «питерских» к руководству в других госкомпаниях  не стал поводом для резких шагов или внезапных новаций. Скорее наоборот. Компании в этом случае, после непродолжительной «зачистки» фаворитов прежнего руководства, строго продолжали придерживаться стратегий, разработанных предшественниками. В этой связи вряд ли стоит опасаться за судьбу тех преобразований, которые уже включены в программу реформирования железнодорожной отрасли. Но и ждать новых также не стоит.

Отметим, что согласившиеся прокомментировать данную тему бизнесмены придерживаются более оптимистических оценок. Так, президент транспортно-промышленной группы «МРП» Роман Троценко считает, что «Владимир Якунин – человек разумно жесткий и хорошо организованный, поэтому он сможет довести реформу до конца. Три года, проведенных в должности заместителя главы ОАО «РЖД», позволили ему узнать отрасль, поэтому вряд ли у него возникнет конфликт с подчиненными. Еще один положительный момент этого кадрового решения – в компании закончилось двоевластие, которое у всех отнимало много сил и времени». Глава компании TransСare Владимир Ашурков подчеркивает разницу между новым и старым руководством «РЖД». «Я думаю, что с назначением Владимира Якунина многое изменится, поскольку он человек новой формации и будет смотреть на компанию в первую очередь с точки зрения бизнеса. Фадеев, разумеется, опытнейший профессионал, но он смотрел на «РЖД» скорее с производственных позиций. Ключевым вопросом будет отношение Якунина к следующему этапу реформы, на котором в перспективе должно произойти отделение монопольной инфраструктуры от перевозочной деятельности. Думаю, сейчас вряд ли кто-то наверняка скажет, какими будут действия нового главы «РЖД», тенденции можно будет определить только после первых кадровых назначений», – считает бизнесмен.


* признан в России иноагентом