Top.Mail.Ru
архив

Путин в слезах

16.01.201500:00

Скорпион карамелизированный на палочке, настойка на кобре, жареные личинки шелкопряда: магазины и рестораны готовы удовлетворить самый взыскательный вкус. «Москва заелась! Кажется, на ура пойдут даже желуди», – констатируют продавцы и дают зеленый свет всем, кто берет за основу деловой модели необычные рецепты. 

Новизна и перспективы этого рынка привлекают не только бизнес-кулинаров. Растет число стартапов, в основе которых лежит оригинальная гастрономическая идея. Если для одних бизнес ограничивается размещением странички в соцсетях и выпечкой домашних тортов для знакомых, то другие мечтают освоить крупный ритейл.

Банкир-сыроед

Здоровое питание, вегетарианство, сыроедение: дагестанец по происхождению и психолог по образованию Магомед Газалиев увлекся модными идеями, еще работая в Леспромбанке. Там он занимался ценными бумагами. Когда сослуживцу и земляку привезли с родины урбеч – национальное лакомство, традиционно готовящееся в Дагестане из размолотых абрикосовых косточек, – он решил поменять акции на оригинальный рецепт, увидев в нем идею, которую можно попробовать коммерциализировать и продвигать в среде веганов и сыроедов. На собственный проект Магомед Газалиев, уже двадцать лет после окончания аспирантуры живущий в Москве, решился в возрасте 52 лет. Признается, что это была вынужденная авантюра: банк, где он работал, дышал на ладан. Успех же связывает с тем, что неожиданно наткнулся на свободную нишу на рынке. 

Когда идея созрела, предприниматель стал думать над рецептурой. Сначала выяснил происхождение деликатеса. «Наша традиционная кухня очень небогатая и простая, в отличие, скажем, от грузинской или азербайджанской, в которых культ еды. Но пасту из семян додумались делать именно в Дагестане. Что-то похожее на Востоке было: из кунжута делали тахини, но паста из косточек абрикоса и семян льна – это дагестанский деликатес», – утверждает Магомед Газалиев. 

Производят урбеч на мельницах, по старинке перемалывая сырье между двух каменных жерновов. Ноу-хау в том, чтобы в процессе перетирания получалась не мука, а именно паста. 

«Традиционный урбеч изготавливается из поджаренных косточек, потом к измельченным ядрам добавляется сахар. Для тех, кто соблюдает различные диеты, и самим сыроедам это категорически не подходит, тем более что при тепловой обработке из продуктов уходят энзимы, очень важные для организма, и половина витаминов. Я решил делать более здоровый продукт – сырой и без сахара. Вкус стал абсолютно другим, но не сказать, что хуже», – заявляет основатель компании «Живой продукт».

Сегодня, спустя два года после старта, компания производит 15 000 банок в месяц. Товар доставляется на рейсовом автобусе Махачкала – Москва практически ежедневно. Газалиев говорит о том, что вложения уже окупились, а на стартовом этапе инвестиции составили 1 млн руб. Начинали производство на чужих мощностях, постепенно поставили три свои мельницы в Махачкале и одну в горах. На волне роста и случился раскол с партнером, тем самым, что привез урбеч в банк.

Вкусов, собственно, более двадцати. Помимо традиционных – из абрикосовых косточек (абрикосовых садов в Дагестане много) или льняного семени, которое производят в соседнем Ставрополье, есть пасты из миндаля, кешью, фундука, мака, конопли, кунжута трех видов, грецкого ореха. Попробовали все масленичные культуры. Находкой 2013 г. стал урбеч из какао-бобов. Но в процессе производства неожиданно выявились трудности: получавшаяся паста быстро застывала, и тогда в рецептуру ввели фундук. А вот чем подслащивать и насколько, потребитель решает сам: дома можно добавлять сахар, мед.

Вне конкуренции у покупателей льняная паста – чемпион по содержанию омега-3 жирных кислот и лигнанов, подавляющих рост раковых клеток. На втором месте по объему продаж – паста из конопляного семени. Конопля владельцу «Живого продукта» преподнесла урок: делал пробную партию, считая, что совершенно не будет спроса, но покупают с большой охотой. Завершает ударное трио абрикосовая косточка, и родной дагестанской уже не хватает, приходится покупать в Узбекистане. 

Потребители урбеча – в основном молодежь. Она активно интересуется здоровым образом жизни, а он немыслим без здорового питания. Продвигает же новый вкус женское любопытство. Наблюдая за бесплатными дегустациями урбеча (это обязательная составляющая стратегии продвижения), Магомед Газалиев заметил, что 99% пробующих новый продукт – представительницы прекрасного пола. 

Распространение он начинал по своим, угощая знакомых и друзей. Потом набирающий популярность урбеч стали предлагать магазинам, специализирующимся на здоровом питании и вегетарианстве. В розницу «Живой продукт» не торгует, первым оптовым партнером стал «Интернет-магазин настоящей еды» (И-МНЕ). Сегодня на первом месте в системе распространения – сети «Джаганнат» и «Путь к себе». Сейчас урбеч отправляют дистрибьюторам во Владивосток, в Екатеринбург, Смоленск, Самару, на Камчатку, приходят запросы из Белоруссии, Словакии. Среди клиентов много маленьких магазинчиков. Минимальный заказ – от 15 000 руб. Но Газалиев настойчиво рвется в крупные сети, а пока силы решено бросить на рекламу в Интернете, а также открывать выставочно-торговые точки в проходных местах. 

С самого начала бизнес развивался по нарастающей, но предприниматель признает, что не хватало сил, энергии и организованности глубоко вести проект. «Если бы я был порасторопнее, то и отдача была бы больше», – констатирует он. 

Но риски бизнеса зависят не только от менеджерских успехов руководителя. Взлетевший доллар вносит лепту в снижение маржинальности, составляющей около 20%: все сырье, за исключением льна, абрикосовых косточек и грецких орехов, импортное. «Цена на фундук, миндаль, кешью взлетела в разы; миндаль подорожал почти в три раза, до 750 руб., фундук стоит около 600 руб. за кг; подорожала иранская фисташка», – констатирует основатель «Живого продукта». В условиях растущей конкуренции это может быть серьезным ударом. 

Батончики для хипстеров

Эти батончики производят и в России: основательница компании BioFoodLab Елена Шифрина называет так свои снэки из орехов и сухофруктов под маркой Take a Bite. Идея их производства родилась у бывшей модели и экс-менеджера ТНК-BP Елены Шифриной во время прохождения практики MBA в Массачусетском университете. В университетской столовой большой популярностью пользовались батончики из сухофруктов. Вернувшись в Россию, девушка решила полезные снэки сделать темой дипломного стартапа. Оценки, кстати, получила невысокие: мало кто верил в успешность такого проекта в России. Но в 2011 г. Елена все равно приступила к коммерциализации идеи. Вложения – 5 млн руб. собственных средств, и 0,5 млн руб. составил грант от департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы. Перспективы были заманчивыми: по мнению Елены, рынок здоровой еды растет более чем на 7% в год, вдвое этот рост обгоняет рынок функциональных продуктов. Так родилась идея – батончики из натуральных ингредиентов с полезной нагрузкой: специальные рецепты для тех, кто занимается спортом, или мечтает похудеть, или поднять настроение. Есть даже собственный «рецепт любви»: финики, кешью, вишня, миндаль, морская соль, гвоздика, корица. Всего в ассортименте 11 видов батончиков стоимостью около 90 руб.

Разработкой первых рецептов занимались около полугода, принципиальным было отсутствие консервантов и сахара. Именно поэтому наладить производство в России было сложно: когда в 2012 г. Елена приступила к реализации проекта и объехала предприятия, готовые производить батончики, то в прямом смысле ужаснулась условиям труда, технологиям. Закупили импортное оборудование и разместили его на территории компании «Ростагроэкспорт». Основные вложения ушли в оборудование и закупку сырья. Оно тоже импортное: оказалось, что даже яблоки в России не умеют сушить так, чтобы они не становились коричневыми и их можно было прожевать. 

Сначала договориться о реализации смогли только с небольшими дистрибьюторами. Крупные и премиумные сети новичков пустить на полки не рискнули. За два года сеть распространения существенно увеличилась и теперь включает крупных игроков розничного рынка: это «Глобус гурмэ», «Азбука вкуса», «Бахетле», кофейни Starbucks и Coffeeshop, аптеки «Самсон-Фарма». Около трети продукции реализуется через супермаркеты; столько же – через кафе и кофейни, остальное – а это почти 40% – через небольшие магазинчики здорового питания.

«Мы видим, что продукция очень востребована, но для того, чтобы достичь успеха, помимо оригинального рецепта нужно много и напряженно работать – ежедневный десятичасовой личный контроль», – убеждена Елена Шифрина. 

Недавно была отгружена первая партия Take a Bite в Канаду, а в 2015 г. батончики поедут в Сингапур. Мечта основательницы BioFoodLab – сделать вкусным и разнообразным армейское питание, но получить военный госзаказ пока не удалось. 

Конкурирует же BioFoodLab не только с импортными батончиками, но и с мюсли, производство которых в нашей стране уже налажено. Преимущество последних – более низкая цена, а значит, большая доступность для населения. 

Съедобное-несъедобное

Все уникальное просто. Растущая популярность варенья из сосновых шишек – тому подтверждение. Три года назад предприниматель Алексей Антипов решил выпускать необычное варенье. Молодые шишки собирают всего несколько дней в конце весны в предгорьях Кавказа, чтобы сырье не теряло ничего во время транспортировки. Там же, в Черкесске, открылся небольшой цех по производству варенья. Все по домашним рецептам, без искусственных консервантов и загустителей. Затем продукт поступает на небольшие склады в двух столицах. Распространение идет через интернет-магазины, небольшие лавки фермерской направленности, с большой охотой берут варенье рестораны. 

«Бизнес слишком небольшой, мы не готовы и не хотим идти в большие сети. Пусть наше варенье из сосновых шишек остается эксклюзивным дорогим товаром», – рассказывает Алексей Антипов. Розничная цена варенья от фирмы «Экосбор» – от 300 руб. за баночку. Но даже за лакомством по таким ценам на фестивале «Московское варенье» на Пушкинской стояла очередь, чего никак не ожидали сами производители. «Спрос огромный, и не только из-за оригинальности продукта, но также благодаря его целебным свойствам: многие покупают варенье как лекарство», – подчеркивает предприниматель. Но сувенирная ценность тоже велика, что особенно заметно в новогодние праздники. Корпоративные подарки от «Экосбора», куда входят эксклюзивные чаи и варенье, пользуются большой популярностью. 

В позапрошлом году уже в апреле закончились все запасы: варенье принципиально варят только из свежих плодов и только в период сбора, так что еле дотянули до начала нового сезона. В прошлом году запасы получилось увеличить, но не намного. Конкуренты наступают и на шишки, используя более дешевую рецептуру, импортное или замороженное сырье. Могут производить продукт, который в рознице стоит почти в три раза дешевле – около 130 руб. за баночку. «Мы готовы стоять на высокой цене, потому что это цена экологичного и качественного продукта, и небольших объемах – это синоним уникальности», – утверждает владелец «Экосбора». 

Президентский креатив

Начинаясь с микробизнеса, оригинальная еда способна достичь больших оборотов, примером чего служит проект Андрея Шаркова Shokobox. А начинался он почти случайно. «Учась на втором курсе Санкт-Петербургского политехнического университета, я работал рекламным экспертом, – рассказывает Андрей. – Однажды под Новый год я принес заказчику каталог с сувенирной продукцией. Стандартные презенты он сразу отверг, его внимание привлекла случайная вкладка в каталоге – немецкая компания предлагала брендированный шоколад. В России представительства этой компании не было, а заказчик требовал или шоколад, или ничего. Пришлось искать возможности выполнить желание клиента».

В короткие сроки Андрей Шарков нашел производство шоколада и производство дизайнерской упаковки. Свой брендированный шоколад клиент получил вовремя, а Андрей задумался о новом бизнесе. Так в 2005 г. появилась компания «Шоколадка». Первоначальных инвестиций не потребовалось: находился заказчик, подрядчикам передавался заказ. Но как-то раз один из подрядчиков подвел с упаковкой. «Тогда я вложил примерно 45 000 руб. в упаковочное оборудование, – вспоминает Андрей Шарков. – Окупились затраты через полгода». Через полтора года «Шоколадка» вышла в нишу сувениров и уверенно работала в формате B2B. В 2008 г. случился кризис, и крупные клиенты пропали – стало не до шоколада. «Пришлось идти на компромисс, – поясняет Андрей. – Минимальную партию мы уменьшили в пятнадцать раз и предложили крохотные тиражи физлицам. У нас стали заказывать по тысяче шоколадок, по пятьдесят и даже по десять. Через некоторое время выстроилась очередь. Потом мы разработали тематические линейки: шоколад для бухгалтера, шоколад для папы и т.д. Люди покупали выставочные образцы. Тогда мы четко осознали, что выбирать из готового проще, чем придумывать; сувенирный шоколад в креативной упаковке востребован на рынке». Так появился отдельный проект Shokobox.

О шоколадках с портретом Владимира Путина сообщала пресса: плачущий Путин, Путин кормит олененка на упаковке молочного шоколада «Нежный» и прочие добрые шутки о президенте неплохо продаются. «Мы не нарушаем никаких законов, – поясняет Андрей Шарков. – Если бы мы печатали на упаковке фотографию президента, нам бы пришлось получать разрешение, а нарисованное изображение можно вполне легально использовать. На обертках линейки шоколада «Президент. Добрейшей души человек» использованы картины одноименной серии художника Алексея Сергиенко. С автором у нас подписан договор, он получает все полагающиеся отчисления. Есть шоколад «Теория большого взрыва» с нарисованными персонажами на радость поклонникам забавных ученых. Есть специальная шоколадка «Кураж-Бамбей» (студия, озвучивающая «Теорию большого взрыва» и не только). Производство позволяет выпускать актуальные сувениры, и рынок это ценит.

Параллельно с экспериментами на рынке Андрей Шарков наращивал собственное производство. Докупалось необходимое для создания креативных упаковок оборудование, а в середине 2014 г. предприниматель вложил 12 млн руб. в создание собственной линии по выпуску шоколада. «Сторонних инвесторов у меня нет, – признается Андрей. – Своих средств вполне хватает на постепенный рост. На данный момент у меня нет особой заинтересованности в каких-либо инвестициях; если говорить о финансах, то существуют удобные кредитные предложения от банков; если говорить о возможностях выхода на разные полки, то может быть, но мы и сами справляемся». Сейчас сувенирный шоколад Shokobox продается в петербургской книжной сети «Буквоед» и московской «Читай-город» и, кроме этого, в 52 магазинах России, Казахстана, Белоруссии и Эстонии. Оборот компаний «Шоколадка» и Shokobox в 2014 г., по предварительным итогам, составит около 100 млн руб. 

«Если говорить о корпоративном сегменте, то в связи с кризисом компании сокращают затраты на подарки. В том числе и на подарки из шоколада, – отмечает руководитель шоколадного ателье «Злата Розман» и музея «М.И.Р. шоколада» Мария Головкина. – Зато продажи шоколада в сегменте В2С кризису не подвержены, даже в самые тяжелые времена люди хотят радовать себя и своих близких хорошим шоколадом».

Еще по теме