Top.Mail.Ru
рынки

Пятеро на одного: почему управленцев и экономистов по-прежнему больше айтишников

Фото: Кирилл Зыков / Агентство «Москва» Фото: Кирилл Зыков / Агентство «Москва»

В прошлом году из отечественных вузов выпустились 36 тысяч специалистов с математическим и естественно-научным образованием, столько же — в области информатики и вычислительной техники. При этом число новоиспеченных экономистов и управленцев достигло 166 тысяч, а юристов — 89 тысяч. Чем вызван такой перекос в профильной подготовке и вредит ли он экономике страны, разбиралась «Компания».  

О том, что в специализации выпускников есть явный дисбаланс, недавно на общем собрании РАН заявил ректор МГУ им. Ломоносова и президент Российского союза ректоров Виктор Садовничий.

Преобладание экономических и управленческих специальностей над естественно-научными — тенденция последних десятилетий, напоминает доцент департамента стратегического и инновационного развития Финансового университета Михаил Хачатурян. При этом он считает, что для экономики не всегда плохо, если «экономистов и юристов слишком много, а технарей слишком мало».

«До середины 2010-х годов дисбаланс при выборе специализации у абитуриентов объяснялся большими шансами на трудоустройство у выпускников именно экономических, управленческих и юридических профилей», — подчеркивает собеседник «Компании». В текущей ситуации он видит тенденцию к «гибридизации» высшего образования: многие экономические и управленческие профили подготовки имеют все больший уклон в техническую и цифровую сферы.

«Гуманитарные вузы стремятся переориентироваться и готовить управленческие и экономические кадры для формирующегося нового типа национального хозяйства. В этом и есть преимущество гуманитарного образования — оно более адаптивно и стремится реагировать на практические тенденции и требования времени», — говорит Михаил Хачатурян. При этом он подчеркивает, что раз на гуманитарные специальности спрос не снижается, значит, гуманитарии умеют лучше продавать свой товар (образовательные услуги), адаптируя его к требованиям времени, и технарям стоит перенимать опыт.

Никакой проблемы в том, что в 2022 году вузы выпустили в 4,6 раза больше экономистов и управленцев, чем математиков, не видит и кандидат экономических наук, доцент департамента логистики Финансового университета Ольга Жильцова. «Многие до сих пор сравнивают нынешнюю модель образования с советской, что в корне неверно. Во времена СССР в силу высокого конкурса поступали в вузы лишь те, кто этого очень хотел. Сейчас же переизбыток экономистов и управленцев с высшим образованием связан исключительно с возможностью обучаться в вузах на платной основе», — считает Жильцова и отмечает, что контингент платных студентов особо оберегаем самими высшими заведениями.

Кроме того, по ее словам, менеджмент, экономика и юриспруденция особенно востребованы еще по одной причине: полученные знания с высокой вероятностью пригодятся при открытии собственного бизнеса.

Проблема дисбаланса в высшем образовании зарождается еще на уровне школьной подготовки, считает кандидат экономических наук, доцент базовой кафедры Торгово-промышленной палаты РФ «Управление человеческими ресурсами» Людмила Иванова-Швец.

«С каждым годом сокращается численность выпускников школ, успешно сдающих ЕГЭ по математике и физике», — отмечает Людмила Иванова-Швец и высказывает мнение, что сдать госэкзамены по гуманитарным дисциплинам проще, а учиться гораздо легче. Впрочем, деление условное, так как, по ее оценке, выпускники вузов в большинстве случаев работают не по специальности независимо от программы подготовки. 

Поиск баланса на рынке труда

Сбалансированность рынка труда — вопрос, который поднимается даже на правительственном уровне. Дефицит инженеров и айтишников волнует власть и бизнес.

«С учетом демографической ямы и растущей потребности рынка в профессионалах в технологической сфере наблюдаемая диспропорция выпускников технических вузов может сделать кадровый дефицит в этой сфере долгосрочным трендом», — полагает генеральный директор компании MightyCall Юлия Черноуцян.

Рынку не хватает специалистов, поэтому сегодня технические вузы не испытывают проблем с набором студентов, а крупные IT-компании активно интегрируются в кафедры и всячески поддерживают связь, отмечает директор по персоналу КРОС Дмитрий Дударев.

По его словам, сейчас с крупными вузами страны сотрудничают многие крупные компании. В качестве примера можно привести «Яндекс» и Сбербанк, «Норникель», «Роснефть» и «Лукойл». «Есть проекты, которые стремятся объединить вузы и работодателей, например олимпиада студентов "Я — профессионал", проект платформы "Россия — страна возможностей". Победители олимпиады проходят стажировку в крупнейших компаниях. Примеров трудоустройства много и в нашей компании, и в других», — добавляет эксперт.

И тем не менее представители бизнеса отмечают, что в 2023 году сроки поиска IT-специалистов с профильным высшим образованием увеличились в несколько раз. Раньше вакансии закрывались в среднем за 1–1,5 месяца, теперь же поиск хорошего разработчика может занять до полугода.

«Дефицит кадров отразился и на зарплатных ожиданиях опытных кандидатов, за последний год они выросли как минимум на 40%. Это уже приводит к резкому росту кадровых издержек для IT-компаний и, как следствие, подорожанию технологических продуктов и услуг. Интеллектуальная составляющая, которая напрямую зависит от профильной подготовки и квалификации разработчика, достигает 70% в стоимости продукта», — говорит Юлия Черноуцян.

Для игроков IT-рынка, крупных и средних компаний важно высокое качество команды и нужны специалисты только с профильным образованием и опытом, подчеркивает Юлия Черноуцян. Рабочий опыт студенты-айтишнки получают достаточно легко: большинство из них начинают подрабатывать по специальности с младших курсов, подчеркивает директор по науке «Меркатор Холдинга» Александр Жмурко. Вовлечение в боевые проекты позволяет им быстро трудоустроиться — по данным Росстата, выпускники факультетов, связанных с разработкой ПО, в 78% случаев работают по специальности. И практически ни у кого из них нет желания пойти в преподаватели, чтобы этот опыт коммерциализировать по-другому.

Беззащитные аспиранты

Еще одна проблема высшего образования, которую озвучил на общем собрании РАН Виктор Садовничий, — снижение числа аспирантов и защит диссертаций. За последние десять с лишним лет в России, по словам Садовничего, аспирантов стало меньше почти на треть, причем в прошлом году аспирантуру закончили менее половины из поступивших. Защищать кандидатские диссертации тоже стали реже: их число с 2010 по 2022 год снизилось с 33,7 тысячи до 11,4 тысячи. По оценке ректора главного вуза страны, в последние годы ситуация немного улучшилась, но этого по-прежнему недостаточно для «простого воспроизводства научно-педагогических кадров». А ведь большинство из тех, кто имеет ученую степень кандидата или доктора наук, работают именно в вузах. 

Снижение количества кандидатских диссертаций — это не только следствие уменьшения числа аспирантов, но и в целом падение интереса к научной, зачастую малооплачиваемой деятельности, считает Александр Жмурко. По его мнению, при сравнении заработной платы и стипендии аспиранта молодой дипломированный специалист в 90% случаев выберет высокую зарплату.

В России произошла девальвация профессии преподавателя высшей школы — такое мнение высказывает кандидат экономических наук, доцент, завкафедрой статистики и математических методов в управлении МИРЭА Екатерина Дарда. «По данным Высшей школы экономики, на 2022 год средний возраст докторов наук в РФ составлял 64 года, а кандидатов наук — 51 год», — напоминает эксперт в интервью «Компании».

Причины сложившейся ситуации Дарда видит не только в непрекращающихся образовательных реформах и изменении оценки высшего образования в структуре социальных отношений, но и в принципах подготовки кадров высшей квалификации. Кроме того, значительно возрос интерес ВАК к качеству кандидатских диссертаций и наличию публикаций в зарубежных журналах, входящих в перечень Scopus и Web of Science. «Как показала практика последних двух лет, это требование было не совсем оправданным хотя бы потому, что далеко не по всем отраслям научных знаний такие журналы имеются», — подчеркивает доцент.

«Минимальный выпуск кандидатов наук связан с экспериментом, который нельзя было внедрять в жизнь. По итогам обучения в аспирантуре стали выдавать дипломы исследователей-преподавателей. Ранее максимум, на что он мог рассчитывать, — это справка о сдаче кандидатского минимума, поэтому далее перед всеми стояла цель выйти на защиту диссертации. Выдача же диплома по итогам обучения в аспирантуре свела к минимуму это желание. Плюс выйти на защиту стало сложнее по причине многообразных требований вузов и опасения членов диссертационных советов, на которых легла вся ответственность за диссертации новоявленных кандидатов наук», — говорит, в свою очередь, Ольга Жильцова.