Top.Mail.Ru
архив

Пятое крыло

Конкуренции не будет. Но и такие активы не нужны

 Противостояние "Ростехнологий" и "Аэрофлота" вокруг вопроса о создании авиакомпании "Росавиа", похоже, подходит к концу. После смены руководства "Аэрофлота" (напомним, что этот пост в конце марта прошлого года покинул Валерий Окулов, а его место занял выходец из АФК "Система" Виталий Савельев) позиция чиновников в отношении авиакомпании сильно поменялась. Если раньше на базе обанкротившегося альянса AiRUnion предполагалось создать потенциального конкурента "Аэрофлоту", с чем г-н Окулов активно боролся, то в конце 2009-го министр транспорта Игорь Левитин выступил с идеей передать все авиационные активы ГК "Ростехнологии" "Аэрофлоту". Согласно предложению Левитина, активы "Ростехнологий" ("Росавиа" и ГТК "Россия") будут переданы в обмен на 28% акций "Аэрофлота". "Мы полагаем, что инициатива Министерства транспорта может негативно отразиться на консолидированных финансовых показателях "Аэрофлота", - отмечает аналитик ИК "Финам" Константин Романов. - В частности, авиакомпании, входящие в "Ростехнологии", имеют существенно более старый парк самолетов по сравнению с "Аэрофлотом", который к концу 2009-го полностью вывел из эксплуатации устаревшие и неэкономичные российские лайнеры". Кроме того, структура авиакомпании может стать более трудноуправляемой. В настоящее время "Аэрофлот" продолжает работу над увеличением рентабельности, в том числе реструктуризируя бизнес дочерних фирм. Если авиаперевозчик в обмен на свои вполне ликвидные акции получит "довесок" в виде старых активов AiRUnion, это, без сомнения, не прибавит ему рентабельности и лишь усложнит процесс реструктуризации.
   Олег Пантелеев, главный редактор агентства "Авиапорт":
   "Схема, при которой "Ростехнологии" получат пакет в "Аэрофлоте" в обмен на свои активы, - наиболее выигрышная для корпорации. Она снимает с себя кучу проблем в обмен на акции успешной авиакомпании. Но чтобы это реализовать, необходим механизм, с помощью которого "Аэрофлот" получит доступ к активам. Таковым может стать продажа пакета НРК либо государству, либо самому "Аэрофлоту", что позволит авиакомпании укрупняться. Иначе у "Аэрофлота" не будет средств на покупку активов. В любом случае процесс консолидации займет весьма продолжительное время. Среди активов "Ростехнологий" есть ФГУПы, которые предстоит акционировать, а уже потом отдавать "Аэрофлоту".
   Максим Чернега, аналитик департамента клиентских операций ИГ "Октан":
   "Текущая рыночная капитализация "Аэрофлота" превышает $2 млрд, следовательно, стоимость пакета акций размером в 28% от уставного капитала составляет почти $575 млн. Подобная цена за активы "Росавиа" видится завышенной. За означенную сумму "Аэрофлот" получает увеличение пассажиропотока, возможность организации узла во Владивостоке, что в рамках саммита АТЭС и планов правительства по развитию Дальнего Востока может принести дополнительные дивиденды и увеличение доли рынка. С другой стороны, "Аэрофлот" получает морально и технически устаревшие активы и головную боль в плане организации финансов. Впрочем, не исключено, что правительство может профинансировать часть сделки "живыми" деньгами".