Пятое крыло
Конкуренции не будет. Но и такие активы не нужны
Противостояние "Ростехнологий" и "Аэрофлота" вокруг вопроса о создании
авиакомпании "Росавиа", похоже, подходит к концу. После смены руководства
"Аэрофлота" (напомним, что этот пост в конце марта прошлого года покинул Валерий
Окулов, а его место занял выходец из АФК "Система" Виталий Савельев) позиция
чиновников в отношении авиакомпании сильно поменялась. Если раньше на базе
обанкротившегося альянса AiRUnion предполагалось создать потенциального
конкурента "Аэрофлоту", с чем г-н Окулов активно боролся, то в конце 2009-го
министр транспорта Игорь Левитин выступил с идеей передать все авиационные
активы ГК "Ростехнологии" "Аэрофлоту". Согласно предложению Левитина, активы
"Ростехнологий" ("Росавиа" и ГТК "Россия") будут переданы в обмен на 28% акций
"Аэрофлота". "Мы полагаем, что инициатива Министерства транспорта может
негативно отразиться на консолидированных финансовых показателях "Аэрофлота", -
отмечает аналитик ИК "Финам" Константин Романов. - В частности, авиакомпании,
входящие в "Ростехнологии", имеют существенно более старый парк самолетов по
сравнению с "Аэрофлотом", который к концу 2009-го полностью вывел из
эксплуатации устаревшие и неэкономичные российские лайнеры". Кроме того,
структура авиакомпании может стать более трудноуправляемой. В настоящее время
"Аэрофлот" продолжает работу над увеличением рентабельности, в том числе
реструктуризируя бизнес дочерних фирм. Если авиаперевозчик в обмен на свои
вполне ликвидные акции получит "довесок" в виде старых активов AiRUnion, это,
без сомнения, не прибавит ему рентабельности и лишь усложнит процесс
реструктуризации.
Олег Пантелеев, главный редактор агентства
"Авиапорт":
"Схема, при которой "Ростехнологии" получат пакет в
"Аэрофлоте" в обмен на свои активы, - наиболее выигрышная для корпорации. Она
снимает с себя кучу проблем в обмен на акции успешной авиакомпании. Но чтобы это
реализовать, необходим механизм, с помощью которого "Аэрофлот" получит доступ к
активам. Таковым может стать продажа пакета НРК либо государству, либо самому
"Аэрофлоту", что позволит авиакомпании укрупняться. Иначе у "Аэрофлота" не будет
средств на покупку активов. В любом случае процесс консолидации займет весьма
продолжительное время. Среди активов "Ростехнологий" есть ФГУПы, которые
предстоит акционировать, а уже потом отдавать "Аэрофлоту".
Максим
Чернега, аналитик департамента клиентских операций ИГ
"Октан":
"Текущая рыночная капитализация "Аэрофлота" превышает $2
млрд, следовательно, стоимость пакета акций размером в 28% от уставного капитала
составляет почти $575 млн. Подобная цена за активы "Росавиа" видится завышенной.
За означенную сумму "Аэрофлот" получает увеличение пассажиропотока, возможность
организации узла во Владивостоке, что в рамках саммита АТЭС и планов
правительства по развитию Дальнего Востока может принести дополнительные
дивиденды и увеличение доли рынка. С другой стороны, "Аэрофлот" получает
морально и технически устаревшие активы и головную боль в плане организации
финансов. Впрочем, не исключено, что правительство может профинансировать часть
сделки "живыми" деньгами".
Еще по теме


Коносуке Мацусита. Миссия бизнеса. - М.: Альпина Паблишерз, 2010. - 193 с. Тираж 5000 экз. Пер. с англ.

