Пятый элемент

06.06.200500:00

Российские дилеры Lexus стали принимать заказы на гибридный внедорожник, в котором обычный двигатель работает «в связке» с электромоторами. Модель RX400h внешне ничем не отличается от хорошо знакомого нам «паркетника» Lexus RX300. Однако то, что скрыто в «недрах» этого автомобиля, больше похоже на устройство космолета из фантастического фильма.

 

Поворачиваю ключ в традиционном замке зажигания, а в ответ – ни звука. Почему не заводится? Что-то сломалось? Раньше времени перевел рычаг КПП в режим drive? Не выжал педаль тормоза? Не пристегнул ремни безопасности? Не закрыл двери? Да нет, все нормально. Пришлось позвать на помощь устроителей теста:

– Какие проблемы?

– Да вот, не заводится!

– Не беспокойтесь, автомобиль уже «завелся», можете ехать…

Подобный конфуз случился не только со мной. В этом автомобиле все совсем не просто. Поворачивая ключ в замке зажигания Lexus RX400h, вы не заводите традиционный двигатель внутреннего сгорания. Вы лишь активируете электрическую систему автомобиля. После того, как водитель нажимает педаль акселератора, аккумуляторные батареи подают напряжение на электромоторы, и автомобиль плавно и бесшумно трогается с места. Двигатель внутреннего сгорания включается в работу, как только шофер чуть интенсивнее давит на педаль газа.

Главной задачей разработчиков и конструкторов гибридных автомобилей до сих пор считалась забота об экономии топлива и уменьшении вредных выбросов. Lexus первым среди автопроизводителей решил использовать гибридную технологию для увеличения мощности и динамических характеристик. Сохраняя удивительную экономичность – на 100 км пути автомобиль расходует в среднем 8,1 литра бензина, – он разгоняется до 100 км/ч за 7,6 сек. Его максимальная скорость ограничена на отметке 200 км/ч.

Ощущения от динамики автомобиля – непередаваемы. После нажатия на педаль газа следует мощнейший, не прерываемый ни на мгновение набор скорости. Чтобы примерно представить, что чувствует пассажир Lexus RX400h от динамики разгона, надо прокатиться на московском троллейбусе с водителем, считающим себя Михаэлем Шумахером…

При этом RX400h набирает свои 200 км/ч абсолютно незаметно. Ощущение скорости скрадывается. Мотора практически не слышно. Водители и пассажиры внедорожника отгорожены от внешнего мира непробиваемой звукоизоляцией и комфортабельной подвеской, аналогичной по своим характеристикам седанам представительского класса.

 

«А теперь со всем этим добром постараемся взлететь…»

 

Вкратце схема работы силового агрегата Lexus RX400h такова: при старте с места и на малых скоростях (5 – 10 км/ч) автомобиль приводят в движение передние и задние электромоторы, получающие энергию от аккумуляторов с суммарным напряжением 288 вольт. Как только водитель слегка «придавливает» педаль газа, моментально подключается бензиновый 6-цилиндровый двигатель объемом 3,3 литра. Он начинает крутить передние колеса и одновременно приводит в действие электрический генератор. Энергия от генератора поступает на зарядку силовых аккумуляторных батарей. Если водитель более активно нажимает на педаль газа, требуя от автомобиля интенсивного разгона, энергия генератора поступает на передний и задний электромоторы, которые начинают помогать двигателю внутреннего сгорания: таким образом RX400h превращается в полноприводный автомобиль. Подчеркнем, что у Lexus RX400h нет механической связи между мотором и задними колесами. Как нет у него и привычного тахометра: на его месте расположен прибор, показывающий мощь автомобиля в ваттах.

Суммарная мощность двигателя внутреннего сгорания и электромоторов составляет 272 л.с. Максимум, который развивает электрический генератор, – 650 Вт.

В комплексе система работает удивительно плавно, без задержек. Водитель и пассажир ощущают только ровную, плавную мощь автомобиля без рывков при смене передач (тем более что на RX400h в качестве коробки передач установлен вариатор).

Наличие на борту «мини-электростанции» дает Lexus RX400h заметные преимущества по сравнению с традиционными автомобилями. Например, на «паркетнике» установлен электроусилитель руля, компрессор кондиционера работает не от механического привода мотора, а от электричества, вырабатываемого генератором. Таким образом, удается избежать потерь двигателя внутреннего сгорания на «обслуживание» дополнительных агрегатов (на обычных автомобилях это, например, насосы гидроусилителя руля и компрессор кондиционера).

В России гибридный Lexus будет стоить $77 300. Как считают менеджеры Toyota, ответственные за продвижение RX400h, в Европе основными покупателями гибридного автомобиля станут люди до 40 лет, предпочитающие технологии хай-тек во всех сферах своей жизни. Пока наибольшей популярностью (среди европейских стран) гибридная технология Toyota пользуется в Англии и Германии. Именно там продается больше всего Toyota Prius – автомобиля, который по конструкции силового агрегата очень похож на Lexus RX400h. Покупают гибридные автомобили и в Швеции, и в Финляндии: по уверениям «тойотовских» инженеров, аккумуляторные батареи (они производятся фирмой Panasonic) не боятся морозов и имеют ресурс, сравнимый со сроком жизни самого автомобиля – как минимум 350 000 км. На RX400h действует стандартная 3-летняя гарантия. «Откатав» гибридную технологию на Prius, японцы абсолютно спокойны за ее надежность.

 

 

Как это работает

1.                  Начало движения (полный привод).

При трогании с места и движении на малых скоростях используются лишь электромоторы.

2.                  Нормальный режим движения (передний привод). На трассе бензиновый двигатель с электромотором работают в паре. Мощность двигателя делится между колесами и электрогенератором, приводящим в действие электромотор. При необходимости генератор подзаряжает силовую батарею за счет избыточной мощности.

3.                  Разгон (полный привод). Батарея дает энергию, дополняющую мощь двигателя: двигатель и электромоторы обеспечивают плавный разгон.

4.                  Торможение (полный привод). При торможении электромоторы, перерабатывая кинетическую энергию в электрическую, работают как генераторы, подзаряжая батарею.

5.                  Остановка (полный привод). При остановке двигатель автоматически отключается.

6.                  Начало движения (полный привод). Работают только электромоторы.