Top.Mail.Ru
архив

Пятый элемент «Логоса-М»

«Логос-М» - ведущий отечественный распространитель печатной продукции - переходит на принципы западного управления. Пост генерального директора компании доверен человеку со стороны. Новый руководитель «Логоса-М» Константин Сахаров пришел в фирму из германского издательского концерна. Произошло это в период, когда компания уже занимала прочные позиции на своем рынке.

Здесь - как там

Компания «Логос-М» родилась в августе 1992 года и была сначала маленькой посреднической фирмой, обслуживавшей 20 торговых точек в Московском метрополитене. Создал фирму студент последнего курса Московского энергетического института Андрей Панов. В начале 90-х МЭИ вообще был одним из главных вузов-«поставщиков» предпринимательских кадров.

Уставный капитал предприятия, по воспоминаниям основателей, составили несколько стипендий - Панова и его друзей-энтузиастов. Дело пошло успешно, и вскоре «Логос-М» было решено превратить в универсальное предприятие по продаже печатной продукции. Свой первый оптовый магазин «Логос-М» открыла в 1993 году, а к 1998-му в Москве их было уже одиннадцать - плюс киоски, количество которых превысило сотню. Сейчас на долю компании теперь приходится до 50% всех продаж периодики в Москве. Число постоянных клиентов «Логоса-М» перевалило за 8 тыс.

Развитие связей с региональными клиентами потребовало создания отдельной фирмы «Ода». Кроме того, компания открыла свой издательский центр «Логос-Медиа». Розничная сбытовая сеть расширилась и за счет торговых точек в столичных супер- и гипермаркетах «Рамстор», «Седьмой континент», «Перекресток». Сейчас таких точек более тридцати.

Структура компании и технология ее работы на рынке за несколько лет усложнились настолько, что насущной необходимостью стала реорганизация «Логоса-М». Так, в прошлом году был создан холдинг «Логос-Центр», в который вошли «Логос-М» (оптовые и розничные продажи в Москве), «Центропечать» (сеть киосков), «Ода» и «Логос-Медиа». Ядром холдинга и основой всего бизнеса осталась «Логос-М».

Совмещать управление холдингом и одной из входящих в него компаний Андрей Панов не мог уже просто физически. Поэтому он решил сосредоточить свои силы на управлении холдингом, а в «Логос-М» нанять генерального директора.

В менеджера 33-летний Константин Сахаров вырос за границей. Свою зарубежную карьеру он начинал журналистом американской газеты Newsday. Затем в 1995 году, получив степень МВА в нью-йоркском Колумбийском университете по специальности «издательское дело», молодой менеджер стал ассистентом Акселя Ганца, президента отделения международного издания журналов германского концерна Gruner+Jahr. Два года Сахаров участвовал в издательских проектах концерна в Германии, Франции и Польше, а в январе 1997-го вернулся на родину в качестве директора открывшегося в Москве представительства Gruner+Jahr. Он непосредственно участвовал в выводе на российский рынок журнала Geo.

Предложение занять должность генерального директора «Логоса-М» Андрей Панов сделал Константину Сахарову прошлой осенью. Менеджеру понравилась идея адаптировать западный стиль менеджмента к российской компании. В ноябре 1998 года он возглавил «Логос-М» и задался вопросом: «Что можно и нужно сделать здесь на основании того, что делается там?»

Пятый элемент

Первым шагом вновь назначенного гендиректора стало изменение структуры компании. В январе 1999-го в «Логосе-М» появился новый коммерческий отдел. Раньше его функции были поделены между несколькими независимыми друг от друга коммерческими службами, каждая из которых отвечала за свое направление продаж.

Остальные перемены проводятся постепенно. Константин Сахаров определил четыре направления, по которым ведется перестройка компании. Эти четыре элемента он называет краеугольными камнями менеджмента любой западной организации.

Первый элемент - финансовое планирование и отчетность. Любое управленческое решение, говорит Сахаров, должно приниматься на основе конкретных цифр и просчитываться до мелочей в своей затратной части. Мысль вроде бы очевидная, но часто ли она реализуется московскими фирмами на практике? Российская модель планирования, если ее можно так назвать, часто начинается с разработки и запуска перспективной идеи, лишенной точных расчетов. Реализация идеи по ходу дела поглощает средства компании. Результатом нередко оказываются нехватка денег и признание затрат неоправданными.

Западное бизнес-планирование, которое Константин Сахаров изучал в Колумбийском университете, подразумевает полный финансовый расчет проекта - вплоть до учета цены шариковых ручек, которые положат на стол работникам. По словам Константина Сахарова, «правильный» финансовый отдел в компании должен состоять из двух подразделений - бухгалтерии, которая занимается счетами и налогами, и службы финансового планирования и контроля, ответственной за подготовку и анализ экономической эффективности проектов.

Второй элемент программы Сахарова - налаживание внутренних информационных потоков. Любое поручение, запрос, предложение в «Логосе» теперь оформляются в документальном виде (на бумаге или в виде электронного файла ). В результате документ поступает на утверждение руководителю только в согласованном со всеми заинтересованными лицами виде. Это очень непохоже на принятую в нашем бизнесе практику устных договоренностей.

Третье, без чего, по мнению Константина Сахарова, невозможно эффективное функционирование организации, - четкое распределение полномочий. Для каждого сотрудника в «Логосе-М» обозначен «коридор ответственности». Руководители составляют должностные инструкции исходя из того, какое именно место должна занимать каждая штатная единица в технологической цепочке бизнеса и задач, которые она решает. Это тоже пока нетипично для нашего бизнеса, где руководитель обычно раздает задания подчиненным, руководствуясь личными представлениями об уровне компетенции каждого человека. В результате возникает чисто российский парадокс управления, который Константин Сахаров описывает так: «Работник, который без санкции директора не решается приобрести даже швабру, считает при этом, что вправе оценивать перспективность обратившегося в фирму клиента».

Четвертый краеугольный камень менеджмента, по Сахарову, - система стимулирования сотрудников. Именно работа рядовых сотрудников-исполнителей в конечном счете определяет успешность планов, составленных менеджерами. По словам Константина Сахарова, в российских компаниях сплошь и рядом можно встретить одновременно энтузиазм менеджеров и апатию подчиненных. Отчасти это объясняется сохранившейся с советских времен привычкой людей не зарабатывать, а получать деньги - за время и усилия, затраченные на работе, а не за конечный результат.

Если компания стремится занять первые позиции на своем рынке, говорит Константин Сахаров, то ее политика в области заработной платы должна исходить из двух принципов. Во-первых, платить своим работникам нужно несколько выше среднего уровня зарплаты в сегменте рынка. Во-вторых, размер вознаграждения должен быть привязан к результатам работы. Для коммерческих подразделений заработная плата должна исчисляться в форме процентов от суммы сделок или других подобных показателей. Дополнительные премии сотрудники этих подразделений получают по итогам выполнения каких-либо проектов и планов. Регулярно премировать по результатам необходимо также сотрудников некоммерческих подразделений, получающих твердый оклад. Такие принципы поощрения сотрудников Константин Сахаров и внедряет сейчас в «Логосе-М».

Все перемены в компании новый гендиректор проводит постепенно. Константин Сахаров - принципиальный противник резких перемен в более или менее хорошо работающей компании. Нарушить стабильность компании в условиях нестабильной среды рынка - значит привести компанию к краху, считает он. А у «Логоса-М» позиции на рынке и так достаточно прочные.

Кроме того, изменения сами по себе требуют времени. По мнению г-на Сахарова, в российских условиях на постановку внутренних информационных потоков может уйти минимум 3 - 4 месяца, а перестройка коммерческих подразделений обычно занимает более года.

Владелец и руководитель холдинга «Логос-Центр» Андрей Панов, приглашая нового гендиректора, планировал в связи с предполагавшимися изменениями временное снижение прибыли. На самом же деле, по словам Сахарова, произошел некоторый прирост доходов. Возможно, это заслуга «мягкого реформатора» Константина Сахарова.

Еще по теме