Работа на публику
Банковский рейтинг «Ко» – по крайней мере самое его начало – рискует в скором времени превратиться в листинг. Отечественными финансовыми институтами овладели тяга к публичности и желание вновь, как это было до кризиса 1998 года, котировать свои акции на бирже, разрушив еще одну, на сей раз «фондовую» монополию Сбербанка. С соответствующими заявлениями выступили руководители Внешторгбанка, Росбанка, МЕНАТЕПа СПб. Питерский Промстройбанк учредил ООО «Управляющая компания Промышленно-строительного банка», куда, вероятно, будут переданы промышленные активы ПСБ, что также косвенно свидетельствует о «публичных» замыслах. Но дальше всех пошли «УралСиб» и «Петрокоммерц», которые на днях разместили свои акции соответственно на ММВБ и в РТС.
То, что именно эти банки оказались первыми, тем более показательно, если принять во внимание их происхождение. Ведь публичное размещение дает банку возможность наращивать капитал, не прибегая к помощи учредителей или существующих крупных акционеров. Таким образом, менеджмент становится более независимым. Подобное развитие событий будет действительно серьезным прорывом для тесно связанного с правительством Башкортостана «УралСиба» и принадлежащего «ЛУКойлу» «Петрокоммерца». Причем если для «УралСиба» IPO – достаточно логичный шаг после переименования (раньше он назывался Башкредитбанком) и снижения доли республиканского правительства до 75%, то действия «Петрокоммерца» можно расценить как своеобразный ответ на амбициозные планы также аффилированного с «ЛУКойлом» ИБГ «НИКойл» и его главы Николая Цветкова. Ведь у президента «Петрокоммерца» Владимира Никитенко в сущности нет никаких гарантий, что Цветков, купив-таки Автобанк, не положит глаз и на «Петрокоммерц». (О жесткой конкуренции этих банков друг с другом свидетельствует хотя бы следующий факт: после того как «НИКойл» получил в свое распоряжение розничную сеть Автобанка, «Петрокоммерц» пригласил на работу известного «карточника» Игоря Липанова.) Ведь идея консолидации банковских активов становится весьма модной среди российских корпораций. «Интеррос» сливает Росбанк и МФК. «Татнефть» объединяет «Зенит» с «Ак Барсом». Аффилированное с ЮКОСом МФО МЕНАТЕП собирается присоединить Юганскнефтебанк и Нефтеэнергобанк к «МЕНАТЕПу СПб». Видимо, аналогичная участь ожидает Доверительный и Инвестиционный банк. Так что и Вагит Алекперов вполне может последовать примеру коллег и сделать своим главным и единственным банкиром Цветкова. Наличие же у «Петрокоммерца» большого числа мелких акционеров существенно осложнит пока гипотетическое, но явно нежелательное для Никитенко слияние с «НИКойлом».
Пока же по приросту капитала лидируют вовсе не новоиспеченные публичные банки. Например, Русский генеральный банк (кстати, тоже опосредованно связанный с «НИКойлом»: в число его акционеров входит Новороссийский морской торговый порт, тесно сотрудничающий с Вагитом Алекперовым и Николаем Цветковым) увеличил капитал на 33%. Более чем двукратный рост продемонстрировал банк «Русич Центр» – в нем сейчас трудится один из бывших руководителей Гохрана Борис Поздняков, в связи с чем логично ожидать усиления присутствия этого банка на рынке драгметаллов и драгкамней. Алеф-банк, весьма интенсивно работающий с рядом подразделений «Газпрома», увеличил капитал в 1,4 раза.
Гута-банку наконец-то удалось вновь опередить своего «исторического» конкурента – Московский банк реконструкции и развития (МБРР). (Напомним, что АФК «Система» после «развода» с «Гутой» перевела все свои счета в МБРР.) Теперь «Гута», чей капитал вырос на 20%, на 23-м месте в рейтинге, а МБРР всего лишь на 26-м.
Наконец, банк «Нефтяной», несмотря на конфликт с «Росэнергоатомом», который недоволен его участием в строительстве Калининской АЭС, сумел увеличить капитал на 11%. И сейчас собирается довести уставный капитал до 1,96 млрд руб. – вместо 1,5 млрд руб., запланированных той эмиссией, которая была сорвана «Росэнергоатомом». Видимо, участие в телевизионных проектах, патронируемых недолюбливающим атомных энергетиков Анатолием Чубайсом, приносит владельцу «Нефтяного» Игорю Линшицу кое-какие дивиденды.