Радикальные полумеры
Очередной приступ банковского реформирования случился на днях у российских властей. В роли едва ли не самого главного реформатора выступило правительство.
Именно из-за стремления «помочь банкам расти в три раза быстрее, чем экономика» премьер-министр Михаил Касьянов* отправил на доработку подготовленную ЦБ и Минфином «Стратегию развития банковского сектора на 2004 – 2008 годы». Преследуя столь амбициозные цели, правительство предлагает не менее радикальные рецепты – двукратное снижение отчислений в фонд обязательного резервирования (ФОР) и отмену особых условий участия Сбербанка в системе гарантирования частных вкладов. (Принимая соответствующий закон в третьем чтении, депутаты Госдумы предыдущего, третьего созыва, сохранили за «Сбером» госгарантии по всем вкладам вплоть до 2007 года.)
Как отмечает первый замминистра финансов Алексей Улюкаев, «в третьем чтении был искажен весь смысл закона, сейчас мы собираемся исправить это». К идее о снижении отчислений в ФОР в Минфине и в ЦБ относятся более сдержанно. Однако за соответствующую меру активно ратует Михаил Касьянов.
Поэтому вне зависимости от того, какая из правительственных группировок одержит верх в споре о наилучших способах повышения эффективности национальной банковской системы, сами банки в любом случае окажутся в выигрыше. По мнению руководителя банковского направления РА «Интерфакс» Михаила Матовникова, «сокращение отчислений в ФОР в два раза может привести к снижению кредитной ставки не на 2 – 3 процентных пункта, как обещают банкиры, а примерно на 0,2 – 0,3 процентных пункта».
Также едва ли принесет желаемые результаты и отмена сбербанковских привилегий. В «Сбере» не слишком много вкладов, превышающих 100 000 руб. (нынешний порог 100-процентного гарантирования для частных банков). Просто благодаря крупнейшей в стране сети отделений Сбербанк имеет возможность привлекать миллионы небольших вкладов, в результате чего количество переходит в качество. А состоятельные частные клиенты скорее предпочтут иностранную «дочку» или какой-нибудь паевой инвестиционный фонд. Благо паи на сегодняшний день обеспечивают гораздо более высокую доходность, нежели банковские депозиты.
Иными словами, предложенные правительством меры либо малоэффективны, либо запоздали. Зато гораздо более принципиальные пункты упомянутой стратегии (например, наделение Внешэкономбанка функциями государственной компании, управляющей пенсионными накоплениями) приняты как должное (неудивительно, если учесть трепетное отношение премьера к ВЭБу).
Сделанные на минувшей неделе заявления, безусловно, помогут обитателям Белого дома завоевать симпатии многих влиятельных банкиров. Например, владельцев Промышленно-строительного и Международного промышленного банков, чья поддержка весьма пригодится Михаилу Касьянову при формировании кабинета министров после президентских выборов. Но к повышению эффективности национального рынка финансовых услуг это не имеет ровным счетом никакого отношения.
* признан в России иноагентом