Top.Mail.Ru
архив

Ракетка для банкиров

Спустя десять лет после смерти великого инноватора Говарда Хеда теннисные ракетки с его именем Head, ставшим одним из ведущих спортивных брэндов, продолжают удивлять общественность. Мощность ракетки увеличивается с помощью электрического тока, а микрочип, встроенный в рукоятку, усиливает этот эффект. Возможно, передела рынка и не будет, но грядет смена поколений теннисных ракеток – особенно тех, что предназначены для любителей.

 

Австрийская компания HeadSportAG давно снискала себе репутацию возмутителя спокойствия на рынке спортивного инвентаря. Компания считается основным «поставщиком революционных перемен» в теннисе. Ее последнее детище – ракетка HeadIntelligence имеет встроенные пьезоэлектрические волокна, расположенные в горловине ракетки. Мощность ракетки и контроль мяча – два главных параметра, за улучшение которых борются производители теннисного инвентаря. При ударе мяча о струны возникают механические колебания воздействующие на встроенные волокна, что и приводит к выработке ими электрического тока. Благодаря этому ракетка становится жестче, что благотворно сказывается на увеличении ее мощности.

Создав «электрическую» ракетку, компания пошла дальше и сконструировала ракетку Head ChipSystem, у которой в рукоятку встроен микрочип. Он принимает выработанный ток, затем усиливает его и возвращает обратно. Это позволяет еще более увеличить жесткость ракетки.

 

История одного выскочки

Большой теннис ведет свою историю с XVI века, и с момента изобретения игры правила этого весьма консервативного вида спорта практически не изменились. Да и усовершенствования в теннисный инвентарь стали вносить менее полувека назад – после появления новых технологий. Теннисные ракетки, к примеру, вплоть до конца 1960-х оставались деревянными – за всю историю существования тенниса изменились лишь форма обода ракетки (с грушевидной на овальную), качество струн и способы их натяжения.

Революционные перемены начались в 70-е годы XX века, когда Говард Хед решительно изменил теннисные ракетки. Этот американец увлекся теннисом в 55 лет, но ему настолько плохо давалась техника игры, что даже его персональный тренер отказался работать с ним. Но Говард Хед был из тех людей, которые не ищут причины своих неудач в себе самих. Во-первых, ему не понравился аппарат для подачи мячей. Он переделал его, но компания-производитель Prince не приняла усовершенствования. Тогда Хед купил контрольный пакет компании и воплотил-таки свои идеи в жизнь. Что, впрочем, неудивительно: у Хеда уже был успешный опыт революционных переворотов в спорте – в 1950 году он создал компанию Head Sports AG для производства алюминиевых лыж, заменивших собой деревянные.

Затем Хед, решив, что и традиционная ракетка недостаточно совершенна, зарегистрировал в 1976 году авторские права на ракетку, которая была на два дюйма шире и на три дюйма длиннее обычной. Тем самым эффективность ракетки увеличилась в четыре раза, ударная поверхность – втрое, а сила удара – на 20%. Размер ракетки увеличился на 60%, но поскольку в ее производстве использовались новые материалы космической эры, она не стала тяжелее. После этого в правила тенниса были внесены изменения. Если раньше размеры ракеток в правилах не оговаривались, то после изобретения Хеда габариты ракетки были четко определены, и выходить за их пределы не разрешается.

Производители ракеток, лидировавшие на рынке в 1970-е (Wilson, Dunlope, Spalding, MacGregor), пребывали в растерянности. До Хеда они периодически «позволяли себе немного лишнего» – например, пытались использовать в производстве своих ракеток металлы и сплавы. Но на изменение размеров ракетки не претендовали. Новичок Хед утер им нос, предложив новый стандарт, который был принят теннисной общественностью.

Со временем расклад сил на рынке изменился: с лидером – американской Wilson – начали соперничать новые сильные игроки – такие, как японская Yonex и германская Volkl. Head же и по сей день остается технологическим лидером в теннисе, стабильно сохраняет по объему продаж вторую позицию в мире (первенство по этому показателю по-прежнему держит Wilson) и уверенно лидирует в Европе.

 

Ракетка вместо телефона

HeadIntelligence достаточно успешно продается в России уже около года. Специалисты в шутку называют «электрическую» новинку «ракеткой для банкиров», так как ее клубный вариант пользуется сейчас довольно большим спросом в среде российского топ-менеджмента. Стоят такие ракетки $200 – 250. По словам менеджера торговой сети «СпортМастер» Ильи Ушакова, эта ракетка стала таким же атрибутом соответствующего имиджа, каким в начале 1990-х был сотовый телефон. Кроме того, HeadIntelligence, по мнению Ушакова, первая ласточка нового поколения ракеток, несущих в себе новейшие технологические решения.

А вот HeadChipSystem в России вряд ли будет продаваться. Разве что небольшая пробная партия появится осенью в магазинах «СпортМастер». Об этом «Ко» сообщил Олег Темников, менеджер по продажам компании «Омега-спорт» – эксклюзивного поставщика теннисных товаров Head в России. Многие поставщики спортивного инвентаря опасаются связываться с новым для себя видом продукции. Дело в том, что ракетка с микрочипом по классификации является товаром с электронным устройством, и та же «Омега-спорт» не хочет брать на себя хлопоты, связанные с возможными претензиями клиентов: в соответствии с законодательством России о защите прав потребителей, в случае, если кому-нибудь из владельцев новой ракетки покажется, что она не выполняет своих функций, поставщику придется отсылать ракетку производителю в Австрию, там тестировать и получать заключения экспертов. Между тем подобные документы не всегда могут быть приняты российскими судами. «Дело не в том, что ракетка плохая, просто люди разные – у каждого свои взгляды на вещи», – объясняют продавцы спортивного инвентаря. Поэтому руководство компании «Омега-спорт» относится к выводу на российский рынок товара с электронным устройством весьма осторожно. В Европе же эта ракетка успешно продается по цене порядка $400.

«Электрическими» турнирными ракетками, которые отличаются от клубных своими техническими характеристиками, уже играют такие звезды мирового тенниса, как Марат Сафин и Андре Агасси. Их примеру следуют и многие другие профессионалы. Стоят турнирные ракетки $120 – 170.

Еще по теме