«Раньше их интересовал только от-кутюр»: как шопинг-сервисы легализовали для россиян Nike и Balenciaga

На фоне ухода Farfetch и ASOS из России в стране произошел взлет ресейла: на «подержанный люкс» обратили внимание даже те, кто раньше был против б/у товаров. Желающим обладать «вещицей из последней коллекции» рынок тоже нашел что предложить: на помощь пришли частные байеры, логистические операторы и «шопинг-cервисы». По каким брендам россияне соскучились особенно сильно, и есть ли будущее у таких услуг — в материале «Компании».

Взлет ресейла

Введенные санкции и уход зарубежных брендов в 2022 году сделали довольно затруднительным поддержание россиянами привычного образа жизни. Коснулось это и мира моды. Ряд онлайн-платформ, таких, как Farfetch, Matchesfashion, MyTheresa, приостановили свою деятельность на российском рынке. Выходом в этой ситуации для многих стали ресейл-платформы: площадки по перепродаже люксовых вещей.

По данным офлайн-пространства Oskelly, на которые ссылаетcя Rb, в первые три месяца прошлого года спрос на перепродаваемые вещи вырос на 72%, а продажи — на 189%. Эксперты связывают это в том числе и с тем, что часть покупателей видит в люксовых вещах возможность инвестирования.

По словам представителей сегмента, на ресейл-платформы в 2022-м обратили внимание в том числе те, у кого раньше были предубеждения против ранее использованных товаров. Это один из немногих оставшихся доступных источников люкса, объясняли эксперты логику покупателей-россиян.

Часть постоянной аудитории в 2022-м году при этом отпала, констатировал Альберт Осканов, сооснователь Oskelly. Однако на фоне количества людей, присоединившихся к платформе, этот показатель не выглядит значительным, утверждает он.

О взлете ресейла говорит и Татьяна Ермакова, сооснователь платформы The Cultt. По ее словам, в марте прошлого года был зафиксирован бум по продажам брендов с высоким инвестпотенциалом, таких как Chanel, Hermes, Louis Vuitton.

Байеры

У тех, кому важно обладать условным шопером из последней коллекции, выходов несколько. Первый — частные байеры. Их основной канал коммуникации — «сарафанное радио» или Telegram-каналы. Лица, предоставляющие подобные услуги, сами приобретают товары в другой стране, а затем передают их в Россию — с помощью логистических служб или людей, пересекающих границу по личной необходимости и готовых провезти товар. Последних иногда именуют «эльфами».

Для обхода санкционных ограничений на ввоз товаров дороже тысячи евро новые вещи часто выдают за б/у: снимают с них бирки, из фирменных пакетов перекладывают в обычные, рассказывают знакомые с ситуацией эксперты. В этом случае многое зависит от честности продавца, а покупатель рискует столкнуться с подделкой.

Иногда ждать доставки от байера приходится довольно долго: до тех пор, пока он не наберет нужного объема заказов от разных клиентов. Или — пока не найдет возможность передать товар в Россию. Со слов экспертов, такая схема оптимальна, если речь идет о «проверенном человеке» и разовых покупках люксовых вещей: к примеру, сумок Hermes или Louis Vuitton. Сегмент масс-маркета байерам не так интересен: доход от перепродажи таких вещей слишком мал, и для хорошей рентабельности объем покупаемых вещей должен быть внушительным.

Логистические сервисы: плюсы, минусы и подводные камни

Другой вариант — логистические сервисы, которые доставляют товары из зарубежных интернет-магазинов. Такую услугу предлагают СДЭК Shopping и СДЭК Forward, а также «Почта России» (подразделение «Почта Global»). Схема следующая: оператор раскрывает зарегистрированным пользователям местоположение своих складов в других странах, пользователь совершает покупки в интернет-магазине с указанием транзитного адреса, а компания-поставщик отправляет товар со склада в Россию. Цена услуги зависит от веса посылки и страны покупки.

Сложностью в этой схеме может стать отсутствие у россиянина иностранной банковской карты (оплатить российской картой не получится из-за санкций). В таком случае покупатель может попытаться купить подарочную карту Amazon, или попросить у кого-то из друзей карту западного банка. Однако тратить на это время хотят не все. К тому же многие популярные сайты просто не дадут провести оплату чужой картой: по их условиям, данные ее владельца должны совпадать с информацией в личном кабинете.

По словам экспертов, сложности с оплатой становятся одним из ключевых факторов, тормозящих процесс доставки товаров из-за рубежа. Шопинг-сервисам в этом случае приходится прибегать к услугам посредников-байеров.

В частности, СДЭК Forward предлагает воспользоваться «услугой выкупа». На помощь в этом случае приходит байер — партнер логистической компании, имеющий карту западного банка. «Посредник» берет за свои услуги 10% от стоимости товара, стоимость доставки рассчитывается в зависимости от страны покупки и веса посылки. Судя по комментариям с сайта Otzovik.com, россияне от работы сервиса не в восторге: его рейтинг — 1,5 из 5, а в отзывах — жалобы на долгие сроки доставки и молчание службы поддержки.

«Почта Global» предлагает пользователю зарегистрироваться на сайте, а затем предоставляет ему адрес склада в Европе для оформления доставки. На случай отсутствия иностранной карты предусмотрена услуга «Помощь в покупке». Сначала пользователь сервиса вносит в личный кабинет ссылки на выбранные товары, а затем оплачивает счет. Уже после этого сотрудник «Почты Global» уточняет наличие товара в зарубежном интернет-магазине и оформляет покупку. За услуги «помощника» здесь также придется доплатить 10% от стоимости заказа. Рейтинг сервиса на сайте Otzovik.com — 2,6 из 5.

В публикации на «Хабре» перечисляются сразу восемь байер-сервисов, позволяющих организовать доставку товаров из-за границы. В их числе Shopotam, сервис, помогающий организовать доставку товаров из Германии и США. Сайт работает только с маркетплейсами, и заказать товар с каких-то площадок кроме eBay, Amazon и Taobao с его помощью не получится.

Пользователи Shopotam могут выбрать один из двух тарифов обслуживания: «Базовый» (минимальный размер комиссии — $10) или «Беззаботный» (комиссия — минимум $15). Более высокая стоимость второго связана с предоставлением дополнительных услуг, включая фото и проверку товара, гарантию его защиты. Рейтинг этого сервиса выше — 3,4 из 5.

Рынок трансграничной торговли активно осваивают и российские маркетплейсы. Например, Ozon — через свое подразделение Ozon Global. Пользователи vc.ru использование данного сервиса сравнивают с лотереей: одна из авторов пишет, что мужу с доставкой повезло: его смартфон из Европы приехал быстро. А вот ее посылка уехала другому человеку в другой город (что удалось отследить по треку), а возврат средств затянулся. Рейтинг сервиса на сайте Otzovik.com также невысок — 2,6 из 5.

Для тех, кто хочет совершать покупки без посредников, есть еще один вариант: шопинг-сервисы. Пример — компания BUYMI, которая выпускает для клиентов виртуальные платежные карты зарубежных банков. Как рассказала «Компании» гендиректор BUYMI Светлана Нелюбина, своей целью создатели площадки сделали создание некого «VPN для премиального шопинга». К целевой аудитории в компании относят людей, не желающих тратить время на самостоятельное оформление карт и транзитных адресов, но при этом готовых отстегнуть комиссию посреднику.

Сервис помогает купить товары на Farfetch, NET-A-PORTER, Yoox, The Outnet и ASOS. Также с его помощью можно приобретать технику, компьютерные игры, покупать ПО и билеты зарубежных авиаперевозчиков.

Однако, помимо непосредственно стоимости товара, пользователю нужно будет доплатить: за оформление транзитного адреса (от 490 руб. в месяц), виртуальной карты для оплаты покупок на онлайн-платформа (от 1490 рублей в месяц), за доставку товара компанией (2,1 тысячи рублей, независимо от веса) и + 7% от таможенной стоимости посылки. Сервис работает с ноября 2022 года, отзывы в открытом доступе пока отсутствуют.

Россияне скучают по Celine и Max Mara

Несколько месяцев работы сервиса позволили понять, по каким брендам россияне скучают больше других. Самыми востребованными товарами, по данным BUYMI, стали UGG разных цветов, кроссовки Nike, аксессуары и обувь Saint Laurent, худи разных цветов (особенно от Off-White),обувь и сумки Celine, верхняя одежда и свитера Max Mara. На женщин пришлось 90% аудитории, 10% — на мужчин. В число наиболее посещаемых площадок вошли Farfetch, Matchesfashion, Net-a-Porter, Yoox, ASOS. Также в первой десятке — Outnet, Amazon, Mr. Porter, Italist и Ssense.

К концу 2023 года сервис намерен нарастить аудиторию в десять раз — до 30 тысяч человек. «Компания» спросила у представителей fashion-сегмента, насколько реальны такие планы, каковы плюсы и минусы перечисленных способов дистанционных закупок, и есть ли потенциал у «VPN-шопинга» в России.

Не путать «байеров» и «шоперов» призвал в разговоре с «Компанией» Георгий Ростовщиков, президент Международной ассоциации байеров. По его словам, традиционно байерами являются оптовики, осуществляющие закупки для магазинов, а шоперы — это заказчики, занимающиеся частными подводками. В России же произошла некоторая подмена понятий, констатирует собеседник. К слову, шоперу возиться с дешевым товаром просто невыгодно. Комиссия с сумки Hermes или Birkin зачастую бывает выше, чем заработок другого продавца в случае массовой закупки, объясняет Ростовщиков.

Сервисы по типу BUYMI эксперт характеризует как «fashion-VPN». «Фактически это консьерж-сервис», — отмечает Ростовщиков. В последнее время их, по его словам, становится все больше и больше.

«Раньше это была чисто люксовая история — достать сумки Hermes или Chanel. И это было привилегией истеблишмента, когда такие агентства доставали редкие игрушки, ювелирные украшения, дорогие товары, — объясняет президент Международной ассоциации байеров. — Просто из-за ухода масс-маркета и "средних брендов" шопинг-сервисы вышли из тени. Сейчас они наладили работу со средним сегментом рынка, который хоть и менее люксовый, но зато объемный». В России очень много клиентов, привыкших покупать бренды средних категорий, подчеркивает Ростовщиков.

По его словам, у люксовых товаров в этом смысле ничего не изменилось: как работали через консьерж-сервисы, так и работают. «Просто стали больше покупать, в том числе и регулярные коллекции. Раньше потребителей интересовал только от-кутюр — эксклюзивные вещи, редкие. Сейчас закупают и актуальные товары. А что касается расширения сегмента вниз — такой тренд есть, и он, конечно же, никуда не денется. Потому что люди хотят одеваться в доступную одежду. Так что даркнет будет процветать».

Нарастить аудиторию таким сервисам вполне реально, полагает эксперт. В свое время никто не верил в ресейлеров, а сейчас ресейл-платформы имеют огромный ежегодный прирост, напоминает он.

Дефицит всегда порождает новые коммерческие предложения, констатирует Елена Бугранова, президент Союза русских байеров. «Официально ввозить эти марки сейчас никто не может, поэтому подобный бизнес всегда связан с определенным риском», — говорит она. Причем, подчеркивает эксперт, риски заложены в любом из перечисленных способов.

«Я всегда рекомендую покупать в официальных магазинах, юридических лицах, которые всегда можно найти, которые имеют многолетнюю репутацию», — признается Бугранова. В случае выбора «меньшего из зол» эксперт рекомендует довериться сайтам. «Хотя если вы знаете какого-то байера лично, доверяете ему, вам понятна схема, и она уже испробована кем-то другим, попробовать этот способ тоже можно», — добавляет она.

Собеседница «Компании» согласна с тем, что у консьерж-сервисов есть потенциал для роста. «Я думаю, что аудитория людей, которые любят премиальный сегмент, привыкли к люксу и не хотят от него отказываться, в России на самом деле довольно велика. Если ситуация с ограничениями продолжится, рост таких сервисов, как и наращивание их клиентской базы, — вполне реалистичный сценарий», — считает она.

Отвечая на вопрос о брендах, которые сегодня в наибольшем дефиците (и по которым россияне скучают сильнее других), Бугранова называет Louis Vuitton, Chanel и Burberry: то есть бренды, которые не только ушли из России, но и ограничили продажу своих товаров россиянам на территории других стран. О том, что Louis Vuitton намерен полностью отказаться от российских клиентов, на днях, в частности, сообщил Daily Storm. В Chanel ограничения на продажу товаров россиянам за границей объяснили санкциями ЕС: последние запрещают реализацию в РФ предметов роскоши дороже €300.