РАО "Чушка России"
Отечественный большой бизнес снова поменял конфигурацию. С появлением Большого алюминиевого альянса Олега Дерипаски и Романа Абрамовича можно считать, что серьезных противоречий и между политическими патронами обоих бизнесменов - Анатолием Чубайсом и Борисом Березовским больше нет. Прямое подтверждение этой гипотезы: пока еще подконтрольное БАБу ОРТ теперь в прайм-тайм регулярно "пиарит" Чубайса, разъясняя позиции "ЕЭС России" в реформировании энергетической отрасли и тарифной борьбе с "Газпромом". Вполне возможно, что в глобальном примирении олигархов участвует также и "Альфа-групп", которой, возможно, предложили в обмен на уступки в алюминиевом бизнесе карт-бланш на нефтяном поле.
Главным бизнес-событием прошлой недели, безусловно, стала информация о создании альянса "Сибнефть" - "Сибирский алюминий", контролирующего более 70% российского производства алюминия.
По всей видимости, в ближайшее время будет создан холдинг, в состав которого войдут предприятия, требующие отладки финансовых и сбытовых механизмов бизнеса. Со стороны группы "Сибал" это Николаевский глиноземный завод и, возможно, Саянский алюминиевый завод, а со стороны "Сибнефти" - Новокузнецкий, Братский и Красноярский алюминиевые заводы, Красноярский металлургический комбинат и Красноярская ГЭС. Все предприятия, недавно приобретенные Романом Абрамовичем, в ближайшее время будут объединены в холдинг "Русский алюминий". Если "Альфа-групп" все-таки окончательно отступится от внешнего управления Ачинским глиноземным комбинатом, то АГК тоже присоединится к Большому алюминиевому альянсу. Потому что контрольный пакет акций Ачинского комбината тоже принадлежит Роману Абрамовичу.
Предположительно новую структуру возглавит глава "Сибала" Олег Дерипаска или его правая рука Владимир Булыгин. Скорее всего, те предприятия, которые войдут в альянс, не будут сливаться в одно целое. Альянс будет юридически оформлен как чистый холдинг для координации сбытовой и финансовой политики предприятий. Все вместе предприятия альянса производят свыше 2,2 млн т алюминия - более 10% от общемирового производства. К тому же группа наполовину обеспечена собственным производством глинозема и имеет влияние на обслуживающие заводы энергетические компании.
Общественность стала подозревать о сенсационном примирении еще в конце марта, когда в прессе появились сообщения, что новые акционеры Новокузнецкого алюминиевого завода - ЛогоВАЗ - не стали препятствовать назначению новым гендиректором НкАЗа представителя "Сибирского алюминия". 31 марта управленцы Олега Дерипаски добрались и до Красноярского алюминиевого завода. В этот день гендиректор КрАЗа Алексей Баранцев добровольно заявил о том, что уходит в отпуск с последующим увольнением. В тот же день исполнять обязанности руководителя завода стал вице-президент "Сибала" Виктор Гейнце, ранее работавший на СаАЗе. На прошлой неделе в Красноярске побывали уже практически все топ-менеджеры "Сибала" во главе с Владимиром Булыгиным.
Формально перемирие между Абрамовичем, Дерипаской и главой "Альфа-групп" Михаилом Фридманом можно объяснить чрезвычайно невыгодной для всех троих затянувшейся позиционной войной. "Альфа-групп" чуть ли не год воевала с КрАЗом за право контролировать производство глинозема на Ачинском комбинате. У КрАЗа был контрольный пакет акций АГК, но "Альфе" постоянно удавалось на какое-то время захватывать руководство АГК через введение внешнего управления. В основном это происходило благодаря сильному влиянию "Альфы" на красноярского губернатора Лебедя. Дерипаска тоже изрядно насолил КрАЗу на сырьевом поле. Недавно он получил полный контроль над Николаевским глиноземным комбинатом. Ранее у КрАЗа была договоренность о поставках с Украины 100 тыс. т сырья на нынешний месяц (это две трети общей сырьевой потребности завода). До того как на НГЗ воцарилась "дочка" "Сибала" - "Украинский алюминий", поставки сырья в Красноярск были приостановлены. Кроме того, в тандеме с главой "ЕЭС России" Чубайсом Дерипаска все время изводил КрАЗ за счет повышения энерготарифов. Энергетики через суд требовали с алюминиевого завода старые энергетические долги и увеличивали новые, добившись повышения энерготарифов на 50%.
Представляется, однако, что на самом деле Дерипаска не конкурировал с новым владельцем КрАЗа Романом Абрамовичем. Воинственные действия "Сибала" и "ЕЭС России" были направлены не против Абрамовича, а на изгнание из Красноярского и Братского заводов прочих совладельцев, которые имели влияние на менеджмент предприятий. В частности, Анатолия Быкова (28% акций КрАЗа), Геннадия Дружинина (10%) и Юрия Шляйфштейна (33% акций БрАЗа). А также на отстранение "Альфа-групп" от управления АГК. То есть войны за алюминий между Дерипаской и Абрамовичем никогда не было - была только ее имитация.
Если попытаться проанализировать недавние события на алюминиевом рынке, то можно предположить, что почва для создания монополии готовилась уже давно. Лидеры "Сибала" и "ЕЭС России", возможно, изначально знали о том, что Абрамович и Березовский собираются приобретать контрольные пакеты акций Красноярского, Братского и Новокузнецкого заводов. Вполне вероятно, что планы создания новой монополии одобрил и Владимир Путин. Вполне могла существовать договоренность между властью и Абрамовичем - Березовским о режиме политического благоприятствования в приобретении алюминиевой собственности в обмен на отказ от контроля над ОРТ. Но поскольку начало операции пришлось на политически неопределенное предвыборное время, стороны договорились не сообщать о результатах переговоров до официального подведения итогов президентской кампании.
По нашей версии, Дерипаска мог найти общий язык с Абрамовичем через главу президентской администрации Александра Волошина или его соратника Александра Мамута, который хоть формально и уволился из президентской администрации, но по-прежнему сохраняет в Кремле немалое влияние. Мамут возглавляет наблюдательный совет МДМ-банка, в котором обслуживаются предприятия Олега Дерипаски и его партнера Искандера Махмудова, возглавляющего группу Уральская горно-металлургическая компания. Кроме того, не стоит забывать, что Волошин является председателем совета директоров "ЕЭС России", которое де-факто управляется Чубайсом.
И Дерипаску, и Махмудова объединила дружба с Михаилом Черным. Несколько лет назад вся алюминиевая и часть медной промышленности России контролировалась фирмой братьев Черных Trans World Group. После ссоры Лев и Михаил разделили свои бизнесы. Более близкие к Михаилу Дерипаска и Махмудов вышли из-под контроля TWG и стали заниматься бизнесом самостоятельно. Уральская ГМК Махмудова приобрела весь медный комплекс Урала. Затем УГМК и Дерипаска приобрели крупные пакеты акций МДМ-банка, куда пригласили и Мамута с Волошиным.
Возможно, именно появление связей с Кремлем облегчило последующее внедрение Искандера Махмудова в "стальной" бизнес. Известно, что сейчас УГМК принадлежит Качканарский ГОК. Кроме того, на пару с компанией "Евро-азиатские металлы" (ЕАМ) Махмудов контролирует Кузнецкий и Нижнетагильский металлургические комбинаты. По некоторым данным, ЕАМ связана с главой МПС Николаем Аксененко, который, в свою очередь, известен дружбой с Абрамовичем и Березовским. Если исходить из этой версии, под контролем группы Дерипаски - Махмудова - Абрамовича сейчас находится едва ли не половина всего российского бизнеса. Хотя, впрочем, блестящий предприниматель и харизматичный лидер Искандер Махмудов предпочитает действовать непублично и вряд ли станет официально присоединяться к недавно объявленному альянсу.
Стоит отметить, что с политической точки зрения тандем Дерипаски и Абрамовича достаточно выгоден для обоих. Агрессивность лидера "Сибала" весьма гармонично дополнит византийскую вкрадчивость Абрамовича. К тому же Дерипаска хорошо умеет управлять производственными процессами, а Абрамович политическими. Выход на политический уровень для нового альянса просто неизбежен: власти не могут не считаться с группой, контролирующей колоссальное количество трудовых и финансовых ресурсов.
Вполне логично, что "Сибал" и Абрамович вместе уговаривали "Альфу" отказаться от алюминиевого бизнеса в обмен на уступки в нефтяной сфере. Не случайно одновременно с ходом переговоров подконтрольная "Альфе" Тюменская нефтяная компания начала внедряться в "Славнефть" и "Роснефть". Недавно глава ТНК Семен Кукес заявил, что его компания приобрела 12,8% акций "Славнефти", вошла в совет директоров входящего в "Славнефть" "Мегионнефтегаза" и ныне намеревается приобрести часть активов "Роснефти". Финансовые ресурсы для агрессии на нефтяном рынке у "Альфа-групп" и ее партнера по нефтяному бизнесу - "Реновы" имеются в избытке. Во-первых, доходы ТНК увеличились в связи с ростом нефтяных цен. Во-вторых, "Альфа" прекратила драться с BP-Amoco за владение составными частями нефтяной компании "Сиданко" и в итоге получила доступ к значительным кредитным ресурсам. Государственный департамент США перестал блокировать доступ ТНК к кредитам Эксимбанка, так что в ближайшее время компания может получить еще и дополнительный заем в $500 млн. Более того, не стоит исключать, что ТНК станет партнером BP-Amoco не только по управлению активами "Сиданко", но и по проекту поставки в Китай газа Ковыктинского месторождения. Американо-британский концерн недавно объявил о намерении приобрести 20% акций компании PetroChina, входящей в состав корпорации CNPC. Именно CNPC является контрагентом Ковыктинского проекта с китайской стороны. А с российской стороны акции компании-оператора проекта скупает ТНК.
Однако наличие финансовых ресурсов и для участия в Ковыктинском проекте, и для покупки государственных нефтяных компаний еще не предполагает гарантированной реализации агрессивных планов "Альфа-групп". Необходимы политические гарантии, а также устранение возможных конкурентов. Последние частично устранились сами. Ранее "Славнефтью" и "Роснефтью" очень интересовались Роман Абрамович и его компания "Сибнефть". Но теперь, возможно, Абрамович избавится даже от самой "Сибнефти", сосредоточившись на алюминиевом бизнесе. На рынке уже давно говорят, что деньги на приобретение металлургических заводов Абрамович получил за счет продажи крупных пакетов акций "Сибнефти" западным концернам.
Наибольшие шансы делегировать своих представителей во власть сейчас имеют четыре клана - силовики, группа Чубайса, Березовского - Абрамовича и "Альфа-групп". Последние три сейчас контролируют практически все финансовые потоки и ключевые ведомства страны. Вполне возможно, объединенная группа олигархов сохранит контроль над финансовыми потоками. Но добиться этого можно только при условии, что власть поставит "контролера над контролирующими". По мнению политолога, близкого к металлургической элите страны, Путин намеренно не препятствует укрупнению олигархии. Но впоследствии во всех олигопольных секторах страны могут появиться некие "тресты" - государственные образования, которые будут координировать отношения власти и крупного бизнеса.